Метрополитен - это предназначенная для пассажирского движения городская внеуличная железная дорога, которая инженерно отделена от любого другого транспорта и пешеходного движения.
Общая характеристика метрополитенов Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации действует 7 систем метро (метрополитенов). Речь идет про отдельный вид городского пассажирского транспорта, который основывается на движении поездов по рельсовой железной дороге.
Метрополитен сейчас существует в следующих городах Российской Федерации:
- Москва (численность населения - 12,635 миллионов человек) - метрополитен был открыт в 1935 году, состоит из 250 станций, длина сети равна 414,7 километров;
- Санкт-Петербург (численность населения - 5,377 миллиона человек) - метрополитен был открыт в 1955 году, состоит из 72 станций, длина сети равна 124,8 километра;
- Нижний Новгород (численность населения - 1,233 миллион человек) - метрополитен был открыт в 1985 году, состоит из 15 станций, длина сети равна 21,82 километр;
- Новосибирск (численность населения - 1,621 миллион человек) - метрополитен был открыт в 1986 году, состоит из 13 станций, длина сети равна 15,9 километров;
- Самара (численность населения - 1,136 миллион человек) - метрополитен был открыт в 1987 году, состоит из 10 станций, длина сети равна 12,6 километров;
- Екатеринбург (численность населения - 1,493 миллион человек) - метрополитен был открыт в 1991 году, состоит из 9 станций, длина сети равна 12,7 километров;
- Казань (численность населения - 1,259 миллион человек) - метрополитен был открыт в 2005 году, состоит из 11 станций, длина сети равна 16,77 километров.
Отсюда можно сделать вывод, что метрополитены как объекты, которые требуют огромных капиталовложений, построены только в самых крупных многонаселенных городах России, которые больше всего нуждаются в пассажирском транспорте.
Особенности метрополитенов городов Российской Федерации
Характеризуя метрополитены Российской Федерации, необходимо указать на их отличительные черты. Так, самым глубоким является метрополитен в Санкт-Петербурге. Почти все станции − глубокого заложения, они располагаются в 23-85 метрах от поверхности земли. Это объясняется тем, что под городом находятся грунтовые воды. Из-за этого в том числе некоторые тоннели проложены на глубине 100 метров.
Самый же поверхностный метрополитен находится в Нижнем Новгороде. Все станции находятся на глубине не более 20 метров. При этом только одна станция Нижегородского метрополитена наземная.
Самым экстремальным считается метрополитен в Новосибирске. Это связано с тем, что Сибирь отличается суровыми зимами, из-за чего сотрудникам метрополитена постоянно приходится бороться с отрицательными температурами. Кроме того, именно в Новосибирске находится самый длинный в мире метромост: он тянется через реку Обь на 2 145 метров.
Современные метрополитены в городах Российской Федерации характеризуются, прежде всего, внедрением комплексной системы безопасности. В частности, пассажиры метрополитена сегодня проходят к поездам под контролем металлоопределителей, электронных сканеров и видеокамер. В последние годы произошло введение в эксплуатацию адресной системы охранно-пожарной сигнализации, создание интегрированных систем связи, внедрение интеллектуальной системы видеонаблюдения и т. д.
Планирование метрополитенов Российской Федерации
В настоящее время в некоторых городах Российской Федерации ведется строительство новых метрополитенов. Это касается Челябинска (численность населения - 1,179 миллион человек) и Красноярска (численность населения - 1,103 миллион человек).
Строительство Челябинского метрополитена ведется с перерывами с 1992 года. На данный момент в черновом варианте построено две станции и часть перегонных тоннелей. В 2021 году было объявлено, что первый участок метрополитена будет использоваться для создания трёх линий скоростного трамвая. Это проект планируют реализовать в срок до конца 2025 года.
Строительство Красноярского метрополитена ведется с перерывами с 1995 года. На данный момент уже построены более 3,5 тысяч метров тоннелей и притоннельные сооружения. После проведения корректировки проектно-сметной документации на первой линии метрополитена длиной 13,38 километров предполагается строительство девяти станций. Эти работы будут возобновлены во втором квартале 2022 года, а открытие метрополитена планируется в 2025 году.
В то же время в некоторых российских городах, несмотря на начало работ по строительству метрополитена, подобные проекты были законсервированы или полностью отменены. Речь идет про следующие города:
- Омск (численность населения - 1,126 миллион человек) - метрополитен строился в 1992—2014 годах, но в 2019 году было принято решение о консервации метро;
- Пермь (численность населения - 1,042 миллион человек) - в 1982 году был опубликован официальный план и проведены работы предварительного цикла;
- Ростов-на-Дону (численность населения - 1,134 миллион человек) - в конце 1980-х годов проводились работы предварительного цикла, а в 2013 году - предпроектные работы, но в 2015 году было прекращено проектирование;
- Уфа (численность населения - 1,135 миллион человек) - в 1996 году было одобрено строительство, после чего начата подготовка к нему, но впоследствии оно было отменено и заменено на запуск городской электрички.
Таким образом, метрополитен является одним из видов пассажирского транспорта, который сегодня активно используется в городах Российской Федерации. В частности, в течение последних лет Московский метрополитен продолжает развиваться и расширяться ударными темпами. В то же время кроме успешных примеров имеют место примеры не реализации амбициозных планов.