Номенклатурная группа - это укрупненный список однородных товаров, реализуемых предприятием.
Сущность номенклатурных групп
Предприятия занимаются производством и продажей определенных товаров. В большинстве случаев предприятия не ограничиваются изготовлением одного товара. Имеет место воспроизводство большого количества товаров, каждый из которых направлен на удовлетворение определенных потребностей конкретной группы потребителей в ограниченной местности.
В этих условиях предприятиям, которые имеют дело с производством, складированием и реализацией обширной номенклатуры и ассортимента продукции, целесообразно проводить систематизацию товаров на основе тех или иных признаков. Результатом систематизации должно стать формирование номенклатурных групп.
Номенклатурная группа представляет собой укрупненный список однородных товаров предприятия. Их идентификация, выделение и рассмотрение в качестве одного целого является одним из основных способов современного корпоративного управления в сфере дистрибьюции продукции.
В настоящее время для формирования номенклатурных групп большинство действующих предприятий (особенно тех организаций, которые действуют в сфере оптовой торговли) используют один из двух основных методов - АВС-анализ или XYZ-анализ.
Характеристика АВС-анализа
АВС-анализ представляет собой метод формирования номенклатурных групп в зависимости от того, какой вклад вносит каждая позиция товарного ассортимента в общий результат хозяйственной деятельности предприятия.
АВС-анализ выступает в качестве одного из популярных у современных предприятий методов рационализации.
АВС-анализ заключается в изучении товарно-материальных запасов предприятия и в последующем их ранжировании на три категории, которые отличаются занимаемой ими в ассортименте (номенклатуре) долей и удельным весом продаж:
- товары категории А — это наиболее ценные товары, которые занимают 20 % товарного ассортимента (номенклатура), но при этом обеспечивают 80 % всех продаж предприятия;
- товары категории В — это промежуточные товары, которые занимают 30 % товарного ассортимента, но при этом обеспечивают 15 % всех продаж предприятия;
- товары категории С — это наименее ценные товары, которые занимают 50% товарного ассортимента, но при этом обеспечивают 5% всех продаж предприятия.
Ранжирование товарного ассортимента на три группы - это наиболее распространенный путь действий. Однако предприятия в зависимости от целей анализа на самом деле могут выделить произвольное количество групп (например, 4 или 5).
Стоит отметить, что ранжировать таким образом можно не только номенклатурные группы, но и поставщиков, покупателей, длительные периоды продаж. Одним словом, АВС-анализу может быть подвергнуто все, что имеет достаточное количество статистических данных.
В основе АВС-анализа лежит принцип дисбаланса. Его соблюдение проявляется в построении графика зависимости совокупного эффекта от количества элементов. Такой график известен под такими названиями, как ABC-кривая, кривая Парето, кривая Лоренца.
АВС-анализ в наше время находит широкое применение при планировании и формировании номенклатурных групп на различных уровнях гибких логистических систем. Речь идет про производственные системы, системы снабжения и сбыта.
Характеристика XYZ-анализа
XYZ-анализ представляет собой метод формирования номенклатурных групп в зависимости от того, какой характер потребления присущ тем или иным товарам. Кроме того, еще одним критерием, который используется при проведении XYZ-анализа для формирования номенклатурных групп, является точность прогнозирования изменений в потребности товаров в течение определенного временного цикла.
XYZ-анализ предполагает формирование номенклатурных групп путем выделения товаров следующих категорий:
- товары категория X — величина их потребления стабильна, поэтому колебания в их расходе, если и существуют, то являются незначительными; точность прогноза изменений в потребности товаров обычно является высокой, что подтверждается значением коэффициента вариации, находящимся в интервале от 0 до 10 %;
- товары категория Y — величина их потребления изменчива и характеризуются известными тенденциями (например, сезонными колебаниями), следовательно, возможностями их прогнозирования можно оценить как средние, что подтверждается значением коэффициента вариации, который находится в интервале от 10 до 25 %;
- товары категория Z — величина их потребления нерегулярна, при этом отсутствуют какие-либо тенденции изменений, отсюда следует невысокая точность прогнозирования, что подтверждается значением коэффициента вариации, который превышает 25 %.
Отличительной особенностью XYZ-анализа является расчет коэффициента вариации. Поэтому проведение XYZ-анализа считается более сложным мероприятием, поскольку оно требует от задействованных сотрудников большей математической подготовки.
Реальное значение данного показателя для разных номенклатурных групп отличается в силу действия нескольких причин: сезонный характер продаж продукции, формирование какого-либо тренда на рынке, проведение акций в отношении отдельных товаров, возникновение или ликвидация на рынке товарного дефицита и т. д.
Таким образом, предприятия оптовой торговли и других сфер в целях рационализации проводят формирование номенклатурных групп. Данная задача может быть применена путем применения различных методов, в частности, АВС-анализа и XYZ-анализа.
Нужно сказать, что в настоящее время аналитики многих предприятий достаточно часто совместно проводят и XYZ-анализ, и ABC-анализ. Тем самым, они пытаются более точно выделить номенклатурные группы относительно их свойств.