Материалообеспечение промышленного предприятия - это рационально организованная деятельность, направленная на получение промышленным предприятием в распоряжение орудий и предметов труда в достаточном количестве.
Сущность материалообеспечения промышленного предприятия
Важной сферой деятельности промышленного предприятия является материалообеспечение. Оно заключается в обеспечении промышленного предприятия достаточным количеством орудий и предметов труда. Организация материалообеспечения является фактором, который определяет долю промышленного предприятия на рынке и формирует его устойчивое положение.
Материалообесечением, как правило, непосредственно занимается специально уполномоченное структурное подразделение промышленного предприятия - отдел материально-технического обеспечения (или отдел снабжения). Его деятельность заключается в выполнении следующих организационно-экономических мероприятий:
- выявление потребностей промышленного предприятия в материально-технических ресурсах;
- поиск материально-технических ресурсов на рынке и их приобретение;
- своевременный завоз приобретенных материально-технических ресурсов на предприятие и организация их временного хранения;
- экономное использование материально-технических ресурсов и регулирование их запасов;
- подготовка материально-технических ресурсов к производственному потреблению;
- доставка материально-технических ресурсов в цеха, на участки и рабочие места.
Материалообесечение является первой стадией производственного процесса. В свою очередь, оно включает в себя две области управления на промышленном предприятии: управление закупками и управление поставщиками.
Считается, что материалообеспечение промышленного предприятия должно отвечать принципам своевременности, ритмичности, высокого качества, бесперебойности. В рамках этого вида деятельности промышленное предприятие должно получить к себе в распоряжение необходимое количество всех видов ресурсов: сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, оборудованием.
Организационные аспекты материалообеспечения промышленного предприятия
Отдел материально-технического обеспечения выполняет организационно-экономические мероприятия по материалообеспечению промышленного предприятия в тесной связи с отделом маркетинга. Именно это структурное подразделение рекомендует выгодные коммуникационные каналы организации закупки материально-технических ресурсов.
Миссия и стратегия отдела материально-технического обеспечения, как правило, формируются планово-экономическим бюро промышленного предприятия. Оно в данном случае оперирует, прежде всего, объективными данными о реальных возможностях компании и о рыночных закономерностях.
Финансовый аспект материалообеспечения промышленного предприятия проявляется через соответствующий бюджет. Это - плановый документ, в котором утверждаются объемы и направления поступлений и использования денежных средств на будущий период.
Бюджет материалообеспечения, который разрабатывается при прямом участии специалистов финансового отдела, можно представить в виде совокупности следующих трех фондов денежных средств:
- Бюджет закупок с выделением стоимости закупок и объемов закупок.
- Бюджет содержания запасов с выделением объемов запасов и стоимости запасов
- Бюджет общих затрат с выделением затрат на приобретение материалов, хранение запасов, а также накладных расходов.
Характерные черты материалообеспечения промышленного предприятия
Материалообеспечение требует от уполномоченных должностных лиц принятия взвешенных решений в области выбора выгодного поставщика. В связи с этим необходимо учитывать сложившуюся деловую репутацию поставщика, сроки и формы поставки, цену, удобство оформления заказа, техническую спецификацию, послепродажное обслуживание.
На приобретение конкретных материально-технических ресурсов представители промышленного предприятия решаются в результате проведения комплексного анализа имеющихся предложений на поставку со стороны нескольких поставщиков. При этом сначала внимание специалистов должно уделяться таким показателям, как качество, цена, территориальная удаленность, условия платежа и поставки, а также сервисное обслуживание.
Материалообеспечение может осуществляться сквозь призму реализации маркетинговой стратегии закупки. Она исходит из необходимости реализации таких важнейших процессов, как:
- исследование рынка;
- определение стратегии материально-технического снабжения;
- формирование совокупной потребности промышленного предприятия;
- выбор выгодного поставщика;
- оперативная диспетчерская работа по организации снабжения цехов.
Руководству любого промышленного предприятия необходимо иметь в виду, что условием успешного материального обеспечения является наличие полной информации о конъюнктуре рынка. Речь идет об уровне спроса и предложения, об их трансформации в зависимости от колебания цен.
Решающим фактором материалообеспечения является определение общей потребности промышленного предприятия. Она представляет собой свод данных о потребностях предприятия по его основным направлениям деятельности, в их числе:
- потребность на производство готовой продукции;
- потребность на нужды ремонта и эксплуатации предметов и средств труда;
- потребность на образование производственных запасов;
- потребность на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- потребность на собственные нужды промышленного предприятия.
Таким образом, материалообеспечение – это важная составляющая хозяйственной деятельности промышленного предприятия, от успешности выполнения которой зависит достижение всех главных корпоративных целей.