Причины создания запасов
Материальный запас представляет собой совокупность материальных ресурсов, деталей, полуфабрикатов, готовую продукцию, ожидающую вступления в процесс личного или производственного потребления.
Материальные запасы создаются по ряду причин:
- несовпадение в пространстве и во времени величины спроса и предложения на материальный ресурс;
- вероятность случайных отклонений в нормальном ходе производства и сбыта продукции, резкие колебания объема спроса;
- сезонный характер производства и потребления отдельных видов продукции, а также сезонные аспекты транспортировки материальных ресурсов;
- инфляционные ожидания и спекулятивные намерения;
- экономические аспекты:
- экономия транспортных затрат;
- снижение издержек по оформлению заказа;
- получение оптовых скидок;
- сведение к минимуму простоев производства;
- возможность немедленного обслуживания клиентов и т.п.
Причины, побуждающие хозяйствующих субъектов создавать и поддерживать материальные запасы, обусловливают их основные функции.
Главная экономическая функция материальных запасов заключается в обеспечении относительной независимости потребления (во времени и пространстве) от предложения продукции, а также других внешних факторов (природные и техногенные катаклизмы, угрозы военных действий, террористических актов и пр.).
Таким образом, роль запасов в логистической стратегии фирмы состоит в том, что они обеспечивают надежность процессов производства и обращения, а также позволяют повысить их эффективность за счет снижения отдельных составляющих производственных затрат и издержек обращения.
Задачи создания запасов на предприятии
Запасы в логистических системах играют важнейшую роль и создаются для решения следующих задач:
- страхование от возможных сбоев в установленных параметрах поставок (поставка товара с опозданием, несоответствие поставляемого товара по объему, качеству или комплектации может привести к дефициту и остановке процессов производства или сбыта; создание страхового запаса позволяет предприятию избежать неблагоприятных последствий сбоя);
- обеспечение непрерывности процессов в случае резких колебаний спроса (не удовлетворение возросшего спроса приводит к упущенной выгоде, запас позволяет сгладить возможные колебания);
- сезонность потребления, производства или транспортировки некоторых видов продукции (например, сельскохозяйственная продукция производится только летом, в связи с этим создается запас для покрытия потребности в течение всего года);
- получение оптовых скидок (поставщик зачастую предлагает скидку с цены при увеличении партии поставки, что приводит к созданию запаса);
- экономия на транспортных издержках (транспортировка крупных партий продукции экономически более выгодна в связи с этим на складах предприятий накапливаются и комплектуются объемы запасов равные оптимальным транспортным партиям);
- повышение уровня обслуживания потребителей (если стратегией предприятия является высокий уровень обслуживания потребителей, немедленное реагирование на спрос, то ему необходимо создавать избыточный запас, создавать все условия для избегания дефицита).
Таким образом, основная проблема управления запасами на предприятии заключается в нахождении компромисса между двумя противоречивыми группами задач: с одной стороны сокращение размера запасов и недопущение их избыточного количества, с другой – недопущение дефицита и обеспечение бесперебойности снабжения.