Логистика закупок - это раздел логистики, который посвящен управлению потоковыми процессами, возникающими в связи с приобретением предприятием ресурсов, необходимых для организации и осуществления производства и реализации готовой продукции.
Общее представление о малом бизнесе
Важным элементом современной экономики является малый бизнес. Данным термином обозначают многочисленные предприятия и предпринимателей, которые характеризуются небольшими масштабами хозяйственной деятельности. Это проявляется в малом количестве нанятых работников (обычно, не более 100 человек) и в относительно небольшом годовом обороте (согласно современным общемировым стандартам, он не должен превышать 10 миллионов долларов США).
Важность малого бизнеса для современной экономики обусловлено тем, что в странах с развитой рыночной экономикой этот сектор воспроизводит больше половины внутреннего валового продукта, он снабжает необходимыми комплектующими крупных производителей, обеспечивает работой миллионы граждан. Небольшие масштабы хозяйствования способствуют более глубокому взаимодействию малого бизнеса с клиентами, чьи потребности могут быть удовлетворены в большей степени. Малый бизнес является социально-экономическим институтом, который способствует:
- развитию здоровой конкурентной среды;
- преодолению монополизма и безработицы;
- формированию среднего класса;
- обеспечению социально-политической стабильности в обществе.
Однако малый бизнес характеризуется низким доступом к внешнему финансированию и большей подверженностью негативным последствиям от наступления экономических кризисов. Поэтому малый бизнес нуждается в получении поддержки со стороны государства, которое разрабатывает и реализуют специальные целевые программы.
Логистизация малого бизнеса
Многими специалистами отмечено, что в течение определенного периода времени все чаще начинает использоваться логистический потенциал различных сфер производства, организатором которого выступает малый бизнес. Процесс этого использования называется логистизацией.
Логистизация малого бизнеса осуществляется на основе следующих положений:
- экономические потоки, которые инициируются малым бизнесом, организуются системно и комплексно;
- организация указанных экономических потоков осуществляется оптимально и рационально, с учетом сопряжения экономических интересов всех участников логистических цепей поставок;
- все участники инвестиционного процесса, который организуется малым бизнесом, прилагают логистические усилия скоординировано и интегративно;
- малый бизнес в процессе деятельности формирует устойчивые и адаптивные логистические цепи поставок;
- по инициативе и при участии малого бизнеса должны создаваться надежных и эффективные логистические системы.
Логистизация малого бизнеса проявляется во всех сферах его хозяйственной деятельности, а именно, в сферах снабжения, производства и сбыта. Так, логистизация снабженческой деятельности малого бизнеса нашла отражение в таком экономическом явлении, как логистика закупок (закупочная логистика).
Логистический подход к закупкам в малом бизнесе
Закупки представляют собой направление деятельности малого бизнеса, которое заключается в приобретении у сторонних организаций ресурсов, необходимых малому бизнесу для организации и осуществления производства и реализации готовой продукции и получения, тем самым, прибыли (т. е. достижения главной цели производственно-хозяйственной деятельности). Во время закупок малый бизнес исполняет роль покупателя (заказчика), который готов отдать определенную сумму денежных средств за получение материально-технических и прочих ресурсов.
Логистика закупок (снабжения) малого бизнеса является первой логистической подсистемой. Она представлена, прежде всего, процессом движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.
Логистика закупок является отдельной функциональной областью, в которой малый бизнес решает определенные задачи. В большинстве случаев состав этих задач выглядит следующим образом:
- определение потребности малого бизнеса в материальных ресурсах;
- исследование рынка закупок (идентификация всех возможных поставщиков, оценка всех возможных источников закупаемых ресурсов, анализ рисков);
- выбор поставщиков (поиск информации о поставщиках и их оценка по выбранным критериям);
- непосредственное осуществление закупок (проведение переговоров, выбор метода закупок, разработка условий поставки и оплаты, заключение контракта, организация транспортировки);
- контроль качества, количества и сроков поставок;
- подготовка бюджета закупок (проведение экономических расчетов затрат на выполнение заказа, на транспортировку, на грузопереработку, на контрольные мероприятия, на приемку и проверку ресурсов, на поиск информации и т. д.);
- координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортировкой, а также с поставщиками.
В процессе функционирования малого бизнеса в сфере логистики закупок он может столкнуться с рядом проблем. Многие из них вызваны нехваткой должным образом образованного персонала, специализирующегося в области закупок, который бы знал рынок, поставщиков, конкуренцию и изменения в окружающей среде, а также методы эффективного снабжения предприятия в современных условиях.
Кроме того, оптимальный выбор по закупкам ресурсов обычно ограничен финансовыми возможностями малого бизнеса. Поэтому многим его представителям в процессе закупочной деятельности приходится идти на компромисс в плане качества приобретаемых ресурсов, чтобы удовлетворить финансовые требования поставщика.