Содержание деятельности по управлению поставщиками
Управление поставщиками – деятельность по созданию портфеля (базы) поставщиков, планированию, организации и регулированию отношений с поставщиками.
Деятельность по управлению поставщиками включает в себя следующие мероприятия:
- формирование базы поставщиков и контрактов;
- формирование и соблюдение стратегии работы с поставщиками;
- группировка поставщиков и контрактов;
- оценка и отбор поставщиков;
- оценка рисков;
- ведение переговоров с поставщиками;
- согласование и заключение контрактов;
- пересмотр и прекращение контрактов;
- управление стандартными контрактами, условиями и терминами;
- управление спорами, возникающими при заключении договора.
За управление конкретными поставщиками должно отвечать назначенное лицо из персонала предприятия. В этой сфере выделяют роль менеджера по управлению поставщиками и менеджера по контрактам. В небольших компаниях эти роли, как правило, объединяют. Менеджер по управлению поставщиками контролирует, выполняют ли поставщики свои обязательства по договору.
Для хранения информации о поставщиках на предприятии должна быть создана единая база поставщиков и контрактов.
SRM-технологии управления взаимоотношениями с поставщиками
В настоящее время большинство задач в рамках деятельности по управлению поставщиками реализуются в рамках технологии – SRM (от англ. Supplier Relationship Management – Управление взаимоотношениями с поставщиками). Данная технология позволяет выстраивать долгосрочные отношения с поставщиком, выстраивать мост между организацией и внешними источниками ресурсов. Технология SRM позволяет в глобальном масштабе управлять ресурсами поставщика на основе продвинутых инструментов и информационных технологий.
На базе технологии SRM реализуется прикладной программный комплекс, который объединяет поставщика и покупателя в едином информационном пространстве.
Программное обеспечение SRM имеет унифицированный пользовательский интерфейс, цель которого обеспечить стандартизированное рабочее место сотрудников продавца и покупателя. Унифицированный пользовательский интерфейс позволяет улучшить процессы контроля, обеспечить быстрый отклик на изменения внешней среды, сократить административные расходы, сократить время и затраты на обучение персонала.
Программный комплекс SRM позволяет реализовывать следующие функции.
- Разработка стратегии. За счет централизации взаимодействия с поставщиками, получения оперативной информации о поставщиках повышается эффективность разработки закупочной стратегии, минимизируются время, затраты и риски, связанные с разработкой стратегии.
- Вывод на рынок новых продуктов. SRM позволяет оперативно взаимодействовать с партнерами в процессе разработки прототипов, создания дизайна новой продукции и др.
- Закупки. SRM позволяет оперативно размещать и согласовывать заказы на закупки, осуществлять удаленное заключение контрактов с поставщиками, производить оплату
- Переговоры. На базе SRM возможно организовать обсуждение условий закупки и включение их в контракты
- Управление контрактами. SRM позволяет осуществлять управление данными контрактов и контроль исполнения, заключать многосторонние контракты, конфигурировать шаблоны контрактов.
С помощью использования технологий SRM компания может достичь следующих преимуществ:
- обеспечить удобство форматов обмена данными о закупках;
- повысить точность и прозрачность информации о закупаемой продукции;
- получить полный профиль базы поставщиков;
- уменьшить нерациональные расходы и потери;
- консолидировать поставщиков и расставить приоритеты на основе факторов, наиболее важных для конкретного бизнеса;
- обеспечить соответствие условиям контракта.