Сущность деятельности по управлению возвратными потоками
Логистика возвратных потоков (или реверсивная логистика) – это функциональная область, связанная с управлением материальными потоками оборотной тары, некачественного или невостребованного товара от покупателя поставщику на послепродажной стадии логистического цикла.
Управление возвратными потоками включает следующие мероприятия:
- организация процесса выявления, консолидации возвратных товаропотоков;
- возврат потребительской стоимости возвращенного товара;
- при невозможности возврата потребительской стоимости уничтожение товара должным образом с минимальными затратами и потерями.
Необходимость управления возвратными потоками обусловлена следующими ситуациями:
- отзыв продукции из сети распределения при выявлении серьезных недостатков продукции;
- невостребованность продукции конечными пользователями, в связи с чем оптовые посредники принимают ее для возврата производителю от розничных торговцев из-за отсутствия у последних складских помещений;
- невостребованность продукции в связи с истекшим сроком годности, неприемлемым товарным видом и др.;
- вывод из сети распределения неликвидной и некондиционной продукции;
- возврат оборотной тары.
Классификация возвратных потоков
По стадии возникновения возвратные потоки можно разделить на три группы: возвратные потоки от производителей, возвратные потоки в сети распределения и возвратные потоки от потребителей.
Возвратные потоки от производителей включают материалы, сырье и компоненты, пригодные к вторичному использованию в производстве. Такие возвратные потоки возникают в следующих случаях:
- сырье и материалы могут являться остатками, которые можно вновь использовать в процессе производства;
- товар может быть забракован контролем качества и отправлен на доработку.
В сети распределения возникают следующие возвратные потоки:
- потоки, обусловленные отзывом продукции из распределительной сети;
- коммерческие возвраты.
- потоки, обусловленные перераспределением запасов;
Возвратные потоки по причине отзыва продукции образованы товарами, использование которых может быть небезопасно для конечного пользователя. Производитель сам изымает такую продукцию из распределительной сети.
Коммерческие возвраты возникают по причинам нарушения условий договора. К ним относятся:
- возвраты невостребованного товара;
- возврат продукции несоответствующего качества;
- возврат продукции поврежденной в процессе транспортировки или грузопереработки;
- возврат товара с истекающим сроком годности;
- возврат нереализованного товара от ретейлера или дистрибьютора производителю или оптовику.
Возвратные потоки, обусловленные перераспределением запасов - это потоки невостребованной конечным пользователем продукции из розничных точек продаж на склад, а затем в другие точки продаж с более высокими показателями спроса.
Возвратные потоки от потребителя могут возникать в случаях:
- когда потребитель после получения товара изменил свое решение о покупке;
- возврата на гарантийное обслуживание, вызванные неправильным использованием продукции или браком, выявленным в процессе эксплуатации;
- сервисного обслуживания товара;
- возврата потребительской тары;
- возврата неликвидных товаров, жизненный цикл которых закончился и они стали бесполезны, такие товары возвращаются производителю для восстановления или переработки в качестве вторичного сырья.