Существуют следующие основные правила логистики в сфере физического распределения.
Консолидация материального потока
Транспортные издержки на единицу продукции сокращаются при увеличении партии поставки и расстояния перевозки. Поэтому для сокращения доли логистических затрат в стоимости готового продукта необходимо консолидировать различные единицы материального потока, направляемого к конечной точке логистической цепи. Консолидация может осуществляться на грузовых терминалах, сортировочных станциях, в логистических и распределительных центрах. При этом должна быть обеспечена связанность и непрерывность материального потока на протяжении всей логистической цепи независимо от количества и типа транспортных единиц, участвующих в перемещении.
Стандартизация грузовых единиц
Грузовая единица – это множество грузов, определенным образом объединенных в совокупность, имеющую стандартные характеристики, закрепленные на достаточно длительный срок, чтобы упростить повторяющиеся логистические операции в процессе распределения. К таким характеристикам относят габаритные размеры, массу брутто и нетто, прочность, физико-химические характеристики и др.
Важнейшим свойством грузовой единицы является способность к сохранению данных характеристик в процессе движения по логистической цепи.
Стандартизация грузовых единиц позволяет создать единый непрерывный грузопоток на пути его движения от производителя к потребителю, тем самым упростив процессы перевалки и обеспечив возможность использовать любой вид транспорта. В качестве основы для формирования стандартных грузовых единиц используются контейнеры и поддоны.
Контейнеры представляют собой стандартизированную многооборотную тару, предназначенную для перевозки железнодорожным, водным и автомобильным транспортом. Универсальные международные контейнеры имеют стандартную высоту и ширину и классифицируются в зависимости от длины: различают 10-ти, 20-ти, 30-ти, 40-ка футовые контейнеры.
Поддоны (или паллеты) имеют жесткую площадку и место для формирования грузовой единицы, товары помещенные на поддон закрепляются ремнями или стреч-пленкой. Поддоны также имеют стандартные характеристики: наиболее часто используется европейский стандартный поддон размером 800×1200×144 мм.
Рациональное размещение распределительного склада
В логистический системах, как правило, имеется расхождение между темпами производства продукции и темпами ее реализации конечному пользователю. В связи с этим в распределительной сети необходим стационарный склад, обеспечивающий выравнивание спроса и предложения.
Размещение такого стационарного склада должно обеспечивать минимальные логистические затраты при высоком уровне обслуживания потребителей.
Решение задачи выбора места расположения распределительного склада необходимо производить в два этапа:
- определение района дислокации склада на стратегическом уровне управления, зависит от мест размещения производителя и потребителей, а также от уровня инфраструктурного и экономического развития региона, природно-географических и политических факторов;
- выбор на тактическом уровне управления конкретного готового объекта или участка под строительство склада и формирование технологии его работы.
Перечисленные правила являются синтезом большого круга методов и инструментов распределительной логистики, их применение позволит значительно сократить затраты на физическое распределение и обеспечить доставку в соответствии с требованиями конечного потребителя.