Факторы выбора количества складов в регионе
Главной задачей при формировании складской сети в системе распределения является обеспечение надлежащего качества обслуживания потребителей при минимальных совокупных логистических затратах.
В состав общих логистических затрат функционирования распределительной сети входят:
- транспортные издержки по доставке грузов в распределительной сети;
- издержки складирования;
- затраты на управления запасами;
- затраты на управление системой распределения;
- потери, обусловленные низким уровнем сервиса.
При увеличении числа складов в регионе расстояния перевозки грузов со сладов потребителям сокращаются, следовательно, чем больше складов в системе распределения, тем меньше транспортные затраты. Также с ростом складов уменьшаются возможные потери, обусловленные низким уровнем сервиса в связи с более быстрой физической доставкой продукции клиентам.
С другой стороны увеличение числа складов приводит к росту затрат на складирование, хранение и управление системой распределения. Определение оптимального числа складов базируется на основе экономического компромисса между данными разными группами затрат.
Алгоритм выбора числа складов в регионе
Для выбора оптимального числа складов в системе распределения необходима следующая исходная информация:
- варианты размещения складов в регионе обслуживания;
- суммарный объем потребности в запасах в складской сети за определенный период для удовлетворения клиентов региона;
- размещение клиентов будущей сети на территории и объем потребности каждого;
- удельные издержки по доставке 1 единицы продукции клиентам на 1 км;
- затраты на содержание складов, в том числе переменные (в основном не зависят от числа складов, а зависят от суммарного объема грузопереработки) и условно-постоянные (зависят от числа складов, с ростом числа складов растут логарифмически, сюда относят издержки аренды, освещения, отопления, заработную плату персонала склада);
- потери в результате снижения уровня обслуживания как зависимость вероятности потери клиентов при уменьшении числа складов.
Для определения оптимального количества складов необходимо в разрезе всей системы распределения оценить, как в зави¬симости от изменения числа складов изменяются те или иные расходы и потери.
На первом этапе необходимо определить плановый грузооборот склада при разных вариантах складской сети в зависимости от объема потребления в регионе с учетом страховых запасов. На основе этого определяется потребная площадь складских помещений.
Далее для каждого варианта сети рассчитываются транспортные и складские расходы, а также потери продаж, вызванные удалением снабжающего склада от потребителя.
Транспортные расходы при наличии одного склада в системе распределения рассчитываются как произведение выполняемой транспортной работы (т км) на транспортный тариф (р./ткм). Для расчета транспортных затрат при наличии двух и более складов в сети необходимо первоначально решить задачу закрепления потребителей за соответствующими складами. Данная задача решается методом линейного программирования и известна как «транспортная задача». Решив транспортную задачу получим план закрепления клиентов за конкретным складом на основе чего рассчитаем оптимальные транспортные затраты по развозу продукции.
Совокупные затраты на эксплуатацию складов складываются из двух составляющих: переменные затраты, зависимые от объема грузооборота, и условно-постоянные затраты, дифференцируемые в зависимости от площади помещения.
Потери продаж увеличиваются с сокращением числа складов в сети, это вызвано удалением снабжающего склада от потребителя и снижением заинтересованности клиента в более дальнем поставщике. Потери рассчитываются как произведение вероятности потери клиентов на величину затрат по привлечению клиентуры.
По каждому варианту складской сети суммируются издержки и выбирается тот, который обеспечивает минимум совокупных затрат на функционирование системы распределения.