Понятие логистического канала распределения
Существует несколько определений термина «канал распределения».
Канал распределения − это множество физических или юридических лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим предприятиям право собственности на определенный товар на пути от производителя к потребителю.
Канал распределения − частично упорядоченное множество различных посредников, которые осуществляют доведение материального потока от производителя до его потребителей.
Решение о выборе канала распределения − одно из важнейших, которое необходимо принять менеджменту предприятия. Выбор канала влияет на скорость и эффективность движения материального потока, сохранность товара при его доставке от производителя к потребителю.
Посредники, составляющие канал, могут выполнять ряд важных функций:
- проведение исследований по сбору необходимой для планирования распределения информации;
- стимулирование сбыта путем распространения информации о товарах;
- формирование контактов с потенциальными покупателями;
- адаптация товара к требованиям покупателей;
- переговоры с потенциальными потребителями товара;
- организация товародвижения;
- управление запасами продукции в сети распределения;
- финансирование движения товаров по каналу распределения;
- управление рисками, связанными с функционированием канала.
Все или часть перечисленных функций могут выполняться непосредственно производителем, в этом случае возрастает степень контроля над каналом распределения вместе с издержками производителя. Практика показывает, что специализированные квалифицированные логистические посредники способны выполнять функции распределения более эффективно. Поэтому принятие решения о передаче функции канала распределения на аутсорсинг − это вопрос относительной эффективности.
Виды каналов распределения
Каналы распределения можно классифицировать по числу составляющих их уровней.
Уровнем канала распределения называется посредник, который реализует функции по приближению продукции к конечному потребителю.
По данному признаку выделяют следующие типы каналов распределения:
- канал нулевого уровня (прямой канал) – товар поставляется от производителя конечному пользователю напрямую без участия посредников, каналы такого типа существуют, в основном, в секторе b2b
- канал первого уровня – между производителем и конечным пользователем есть один посредник, на рынке товаров массового спроса такие каналы формируются, как правило, с участием крупных розничных торговцев;
- канал второго уровня – между производителем и потребителем имеются два посредника, например, оптовый и розничный торговец;
- и так далее выделяются каналы третьего, четвертого и более уровней.
Схематично каналы разного уровня представлены на рисунке.
По степени интеграции участников выделяют горизонтальные и вертикальные каналы распределения.
Горизонтальные каналы образуются одним или несколькими независимыми посредниками между производителем и его потребителем. Каждое звено горизонтального канала – это отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимальную выгоду даже в ущерб интересам логистической системы в целом, в таких каналах один из его участников не имеет достаточного контроля над деятельностью остальных членов.
В вертикальных каналах распределения производитель и посредники, действуют как система. В этом случае один из участников либо является собственником других предприятий канала, либо предоставляет им определенные привилегии. В результате между звеньями канала формируются взаимовыгодные связи, канал начинает работать как единая система на достижение общей цели.
С точки зрения логистичского подхода вертикальные каналы предпочтительнее, они исключают дублирование выполняемых функций участниками и работают более эффективно за счет синергетического эффекта.