Содержание логистики распределения и сбыта
Проблемы распределения продукции и логистические принципы их решения впервые были обозначены в западной специальной литературе в начале 1970-х годов. В это время в США и Европе сформировался так называемый «рынок покупателя», при котором продавцы начали испытывать трудности со сбытом своей продукции, возник кризис перепроизводства. В новых условиях конкурентоспособность начала зависеть в большей степени от умения рационально организовать процессы распределения и сбыта продукции.
Среди прочих факторов, послуживших толчком к развитию логистики распределения на Западе, следует отметить:
- исчерпание резервов роста производительности в сфере производства и концентрация внимания на повышении эффективности распределения;
- рост затрат на управление запасами в сетях распределения;
- энергетический кризис, в результате которого резко возросли транспортно-логистические затраты в сфере обращения.
Обозначенные предпосылки привели к становлению концепции распределительной логистики, интегрирующей всю цепь системы доведения продукта до потребителя: маркетинг, складирование, транспортировку и др.
Объект исследования в логистике распределения – материальный поток на этапе его движения от производителя конечному потребителю, а также сопутствующие потоки информации, финансов и сервиса.
Термин «физическое распределение» широко используется в науке и в практике. Например, экономика интерпретирует термин «распределение» в значении – фаза общественного воспроизводства. Логистическая наука определяет термин следующим образом.
Физическое распределение – это комплексная логистическая деятельность, составная часть процесса сбыта (дистрибьюции), включающая совокупность логистических операций и функций, связанных с физическим перемещением и хранением готовой продукции в товаропроводящих системах производителей и торговых логистических посредников.
Таким образом, логистика рассматривает физическое распределение как часть процесса дистрибьюции, которая связанна с материализацией сбытового процесса. Следовательно, термин «дистрибьюция» имеет более широкое значение.
Дистрибьюция – функциональная область логистики, включающая интегрированное управление процессом сбыта готовой продукции, ее продвижением от производителей конечным потребителям, а также организацию сопутствующего сервиса.
Функции логистики распределения и сбыта
Физического распределение продукции включает такие операции как: перевозка, затаривание, хранение, погрузка, разгрузка, комплектация, сортировка, консолидация и др.
Обозначенные операции консолидируются в комплексные логистические функции, которые осуществляются с целью повышения эффективности работы логистической системы на стадии сбыта.
К логистическим функциям распределения относятся следующие:
- установление хозяйственных связей с логистическими и торговыми посредниками при поставке товаров и оказанию услуг потребителям;
- организация функционирования логистических каналов, выбор рациональных форм распределения, реализация сбытового процесса;
- управление запасами готовой продукции в сетях распределения;
- управление промежуточным складированием готовой продукции, в том числе консолидация, разукрупнение и сортировка транспортных партий на складах производителя и посредников;
- транспортировка готовой продукции;
- информационная поддержка и мониторинг процесса распределения;
- управление возвратными потоками тары, а также продукции несоответствующего качества;
- организация логистических процессов в ходе реализации послепродажного обслуживания.