Конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия достигать своих целей в условиях присутствия на рынке аналогичных предприятий, в основном преследующих те же цели.
Основы логистики как фактора конкурентоспособности предприятия
В настоящее время в экономике широкое распространение получил, так называемый, клиентоориентированный подход. Это означает, что предприятия стремятся лучше понять потребности клиентов и полнее удовлетворить их.
При этом желания потребителей постоянно расширяются и модернизируются. Отсюда следует обострение конкуренции между предприятиями, которые вынуждены искать новые пути «выживания» на рынке. В данном случае речь идет об обеспечении ими своей конкурентоспособности, т.е. способности в условиях конкуренции со стороны других компаний привлечь потребителей, удовлетворить их потребности и получить в результате этого прибыль.
Существует несколько способов обеспечения конкурентоспособности предприятия. В последнее время экономисты все чаще стали предлагать использовать логистический подход. В его основе лежит использование методов и соблюдение принципов логистики - современного перспективного направления экономики, нацеленного на управление потоками.
Потоками принято называть движение людей, материалов, финансов или информации, которое существует в течение определенных периодов времени. В зависимости от того, движение чего рассматривается, выделяют материальные потоки и потоки, которые его сопровождают - информационные, финансовые, сервисные и др.
Предприятия делят потоки на внутренние и внешние. Внутренние потоки имеют место в организационной структуре предприятия, а потому - определяют взаимодействие ее составляющих. Внешние потоки обеспечивают связь предприятия с окружающей средой и обычно имеют циклический характер. Стоит иметь в виду, что внешние потоки в большей степени влияют на внутренние потоки, чем наоборот.
Посредством внешних потоков предприятие устанавливает связи с различными элементами окружающей среды. На микроуровне через потоки предприятие так или иначе связано с текущими конкурентами, производителями товаров-заменителей, потенциальными конкурентами, поставщиками, потребителями. На макроуровне влияние оказывают государственные, социальные, правовые, экономические, технологические и прочие факторы.
Конкурентоспособность предприятия и ключевые показатели его деятельности
Конкуренция между производителями товаров и услуг является самым важным и главным критерием рыночной экономики. Ее результаты для конкретных предприятий находят отражение в значениях конкурентоспособности.
Конкурентоспособностью является текущее состояние предприятия, которое позволяет ему сохранить устойчивое положение на рынке (как сейчас, так и в перспективе). Состояние предприятия оценивается с помощью ключевых показателей его деятельности – KPI:
- KPI результата – это количественные и качественные показатели результата;
- KPI затрат – это количество затрат ресурсов;
- KPI функционирования – дает представление, насколько процесс выполнения соответствует установленному алгоритму;
- KPI производительности – это производные показатели, которые характеризуют соотношение полученного результата и времени, затраченного на его получение;
- KPI эффективности – это производные показатели, которые характеризуют соотношение полученного результата к затратам ресурсов.
На увеличение значений перечисленных базовых индикаторов направлена деятельность большинства предприятий, действующих в рыночной среде. Если уровень конкурентоспособности у предприятия будет ниже, чем у его конкурентов, то это скорее всего приведет к банкротству.
В связи с этим предприятия предпринимают попытки для формирования и укрепления конкурентных преимуществ. Одна из подобных попыток может предполагать использование логистического подхода.
Логистический подход к обеспечению конкурентоспособности предприятия
Некоторые предприятия рассматривают логистику в качестве стратегического вектора повышения своих конкурентных преимуществ. В данном случае нужно учитывать, что в логистическом аспекте конкурентоспособность предприятия представляет собой оптимальную организацию экономических потоков, позволяющую ему использовать все свои преимущества.
Логистический подход к обеспечению конкурентоспособности предприятия предполагает использование комплекса опорных логистических слагаемых, который, как правило, включает в себя следующие составные части:
- Управление издержками - это слагаемое предполагает увеличение логистических затрат предприятия на отдельных участках хозяйственной деятельности при условии снижения суммарных затрат;
- Оптимизация запасов - это слагаемое предполагает применение технологии Vendor-managed inventory, которое заключается в управлении поставщиком запасами потребителей;
- Обеспечение высокого уровня логистического сервиса - это слагаемое предполагает использование концепции Efficient consumer response, которое заключается в эффективной реакции на запрос клиента;
- Внедрение инновационной логистики в процесс управления потоками и др.
Применение логистического подхода к обеспечению конкурентоспособности предприятия обуславливается тем, что по результатам последних исследований более 70% стоимости продукции, которая прошла весь путь и уже попала к конечному потребителю, составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока, т.е. непосредственно с логистическими операциями. Поэтому применение концепций логистики должно обеспечить значительное сокращение затрат времени и иных ресурсов, имеющих стоимостное выражение.