Городская транспортная система - это сложная инфраструктура города, которая состоит из отдельных подсистем нескольких видов междугороднего транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного), взаимодействующих с городским общественным и индивидуальным транспортом в процессе организации массовых пассажирских и грузовых перевозок.
Транспортные системы города по своему характеру являются логистическими. Это проявляется в том, что с помощью транспортной инфраструктуры выполняется одна из главных логистических функций - транспортировка грузов. Необходимость предприятий переместить грузы из одного места в другое, часто в пределах одного городского пункта обуславливает существование отдельной дисциплины - логистики городских транспортных систем.
Общее представление о городской транспортной системе
Одной из базовых составляющих жизни современного города является транспортная система. Она представляет собой сложную совокупность взаимосвязанных инфраструктурных объектов. Речь идет, прежде всего, про городской общественный и личный индивидуальный транспорт.
С ними взаимодействуют несколько видов внешнего (междугороднего) транспорта - автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного (в том числе речного и морского). В их взаимодействии (а также при участии дорог, путей сообщения) происходит организация массовых пассажирских и грузовых перевозок.
Поскольку транспортная инфраструктура современного города рассматривается в качестве единой системы, которая включает в свой состав несколько значимых взаимодействующих между собой элементов. Ключевыми элементами транспортной инфраструктуры обычно называют следующее:
- Подвижной состав видов транспорта;
- Автомобильные и железные дороги, линии метрополитена, трамвайные пути, внутренние водные пути;
- Дорожное и путевое хозяйство;
- Средства управления, связи, автоматики и телемеханики;
- Постоянные технические устройства и сооружения (например, диспетчерские и остановочные пункты, порты, станции, пересадочные узлы, терминалы, стоянки, предприятия автосервиса, заправочные станции и пр.);
- Институциональные образования - государственные и муниципальные органы управления на транспорте, подведомственные организации, специализированные предприятия (например, перевозчики, экспедиторы и др.).
Создание городской транспортной системы требует соблюдение ряда основных логистических принципов. В частности, должно отчетливо проявляться стремление к оптимизации управления экономическими потоками. Имеющиеся или создаваемые системы транспортно-складского хозяйства должны переживать процессы концентрации и интеграции. Сам транспортный (следовательно, логистический) процесс в городе должен быть обеспечен с информационной, финансовой, производственной, маркетинговой.
Также для достижения цели формирования стройной логистической транспортной системы города рекомендуется дифференцировать объекты логистики по уровню обслуживания товаропотоков и работы транспортных систем, а еще размещать их исходя из планировочных, градостроительных и потребительских условий района проектирования.
Логистическая роль пересадочных транспортных узлов в городе
Городская транспортная система используется для удовлетворения потребностей членов общества в пассажирских и грузовых перевозках. Условием устойчивого существования пассажирских и грузовых сообщений является взаимное согласование градостроительно-планировочной и технической организации транспортной инфраструктуры города.
Указанная организация зависит от степени решения проблемы взаимодействия магистрального, пригородного и городского транспорта. А ключ к решению этой проблемы заключается в размещении и организации ключевых структурных элементов городской транспортной инфраструктуры - пересадочных узлов.
Как показывает время, различные виды транспорта взаимодействуют в рамках одного крупного города в основном в следующих сочетаниях:
- Железные дороги (включая экспрессные и пригородные линии) и городской рельсовый транспорт (например, трамвай, метрополитен);
- Железные дороги и наземный городской транспорт;
- Аэропорт и наземный городской транспорт, железные дороги;
- Речной (морской) порт и наземный городской транспорт, железные дороги;
- Метрополитен и наземный городской транспорт.
Анализ отечественной и зарубежной практики обустройства городского пространства говорит о том, что главные транспортно-пересадочные узлы в основном располагаются вблизи общегородского центра, а также в срединной зоне города. Реже это наблюдается в периферийной зоне города.
Как правило, в современных социально-экономических условиях пересадочные узлы (в особенности железной дороги и метрополитена) превращаются в значительные общественные центры. Однако процесс этого превращения происходит особенно быстро, часто стихийно, когда фактически игнорируются архитектурно-планировочная организация пространства, текущая градостроительная ситуация, организация пешеходных путей и благоустроенных территорий. Зачастую приоритет отдается торговым объектам (таким как магазины, рынки, ярмарки).
Результатом этого, к сожалению, является, в том числе, возникновение определенных заторов на пути движения материальных, финансовых, информационных потоков. Особенно это касается тех ситуаций, когда речь идет про организацию работы курьерских служб, пешей доставки.
Однако стоит признать, что в условиях тенденции по увеличению масштабов транспортной деятельности пересадочные узлы значительно облегчают организацию логистических процессов, что положительным образом сказывается на общей экономической обстановке в обществе и городе, в частности.