Логистическая система компании - это состоящая из нескольких подсистем адаптивная экономическая система, которая, имея развитые связи с внешней средой, выполняет логистические функции и операции.
Логистическая система компании: подсистемы, звенья, элементы
Одним из центральных понятий современной логистики является понятие логистической системы. Она представляет собой относительно устойчивую и упорядоченную совокупность взаимосвязанных подсистем и элементов, которые выполняют логистические функции и операции. Звеном, которое связывает и объединяет между собой эти подсистемы и элементы, является единое управление логистическим процессом, направленное на реализацию корпоративной стратегии организации бизнеса.
Исследователи вопросов из сферы логистики в большинстве случаев осуществляют декомпозицию логистической системы, в первую очередь, на подсистемы. В общем случае выделяют два основных комплекса подсистем - функциональный и обеспечивающий:
- Функциональный комплекс подсистем сосредоточен на управлении основными логистическими функциями (например, переработкой груза, упаковкой, транспортировкой, складированием, управлением запасами и т.д.) в процессе снабжения, производства и распределения (дистрибуции);
- Обеспечивающий комплекс подсистем сосредоточен на создании благоприятных условий и организации всего необходимого для достижения логистических целей компании (например, организационная, правовая, информационно-компьютерная, экономическая, эргономическая поддержка логистики и т.п.).
Помимо подсистемы, в логической системе компании также можно выделить звенья и элементы. Звеном логистической системы называется функционально (структурно) обособленное подразделение компании, которое в рамках логистической системы рассматривается как целое, занимающееся ведением одного или нескольких видов логистической деятельности.
Низшим уровнем декомпозиции логистической системы компании является выделение элемента логистической системы и обособление, тем самым, операции или совокупности операций. Необходимость этого выделения связана с целями компании по оптимизации ресурсов, моделированию бизнес-процессов, автоматизации управления, формировании системы учета, контроля и мониторинга логистического плана, закрепления за операцией конкретного исполнителя или технического устройства и т.п.
Свойства логистической системы компании
Логистическая система компании может быть охарактеризована путем выделения и конкретизации ее свойств, вызванных как ее системным, так и логистическим характером. Речь идет про следующие свойства:
- Свойство целостности - совместная работа элементов логистической системы как единого целого;
- Свойство организационной (договорной), технологической, производственной взаимосвязанности элементов логистической системы;
- Свойство элементов воспринимать определенные организующие воздействия;
- Свойство появления у логистической системы как у единого целого интегративных качеств, которые отсутствуют у отдельных элементов;
- Свойство сложности, т.е. наличия большого числа элементов, многофакторный характер их взаимодействия и др.;
- Свойство иерархичности, когда элементы более низкого уровня подчиняются элементам более высокого уровня;
- Свойство эмерджентности, т.е. способность системы выполнять заданную целевую функцию;
- Свойство структурированности, т.е. наличия у логистической системы структуры.
Важным фактором развития логистических систем является их способность быстро реагировать на изменения рынка (например, на изменение спроса и предложения) и учитывать иные изменения внешней среды (например, поломка оборудования, изменение транспортных тарифов и др.).
Уровни развития логистической системы компании
Результаты исследования опыта компаний ведущих промышленных стран мира по применению логистических систем управления свидетельствуют о том, что этим системам характерно четыре уровня развития. В данном случае уровень развития логистической системы равнозначен степени полноты охвата компонентов производственно-сбытовой системы.
Логистические системы первого уровня развития предназначены для выполнения функций организации складирования продукции, которая была подготовлена к отправлению, и ее транспортировки к клиентам (конечным потребителям). Системы подобного уровня позволяют компании успешно справляться (т.е. своевременно и правильно реагировать) с нежелательными (непредвиденными) колебаниями в заявках потребителей и в доставке продукции.
Логистические системы второго уровня развития имеют более широкий охват компонентов, чем у систем первого уровня, за счет внутризаводских складов готовой продукции. Эти системы занимаются обработкой заказов, обслуживанием потребителей, хранением готовой продукции и управлением ее внутризаводскими запасами.
Дополнительными функциями логистических систем третьего уровня развития (по сравнению с двумя ранее рассмотренными системами) являются управленческие функции в отношении закупки, доставки, запасов сырья и комплектующих, а также уровня незавершенного производства. Следовательно, эти логистические системы не только адекватно реагируют на спонтанные отклонения, но и генерируют упреждающие воздействия.
Логистические системы четвертого уровня развития охватывают все элементы и стадии единого процесса по производству и сбыту продукции, в том числе планирование и управление собственно производством. Благодаря этому можно объединить результаты маркетинговых исследований с операциями планирования, производства, снабжения и финансов. Основами логистического управления выступают принцип интеграции и идея экономических компромиссов.