Лицензирование - это упорядоченная деятельность органов государственной власти по предоставлению гражданам и организациям специального разрешения на ведение определенного вида деятельности.
Основы лицензирования перевозок пассажиров автобусами
В настоящее время все пассажирские перевозки автобусами подлежат лицензированию. Речь идет про деятельность органов государственной власти, которые в установленном порядке предоставляют гражданам и организациям специальное разрешение на ведение определенных видов деятельности. Это специальное разрешение и называется лицензией.
В Российской Федерации лицензирование перевозок пассажиров автобусами проводится в соответствии с федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ, а также с постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. N 1616. Согласно данным нормативно-правовым актам, лицензирующим органом относительно деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), включая ее центральный аппарат и территориальные управления.
В рамках данного вида деятельности под автобусом понимают те транспортные средства, которые относят к категории М2 (оснащены более 8 местами для пассажиров и весят не более 5 тонн) и категории М3 (оснащены более 8 местами для пассажиров и весят более 5 тонн). Исключением из этого списка транспортные средств являются троллейбусы, которые тоже относятся к указанным категориям.
Деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами может иметь как коммерческий характер (в результате заключения и исполнения договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средств), так и некоммерческий характер (в рамках перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд).
Порядок получения лицензии для перевозки пассажиров автобусами
Для того чтобы получить лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, заинтересованное лицо (индивидуальный предприниматель или предприятие) должно удовлетворять следующим условиям:
- возложение на конкретного, прошедшего аттестацию работника ответственности за обеспечение безопасности дорожного движения;
- договор с медицинской организацией в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам;
- владение автобусами на праве собственности или ином законном основании.
Процедура получения лицензии начинается с того, что соискатель лицензии в электронной форме (через портал «Госуслуги») подает в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. Данное заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.
Кроме заявления в адрес лицензирующего органа необходимо направить копии документов, которые подтверждают выполнение соискателем лицензии перечисленных выше условий. Такими документами, в частности, являются приказ о назначении ответственного, договор с медицинской организацией, документы, подтверждающие основание владения автобусами соискателя лицензии. Вместе с ними соискателю лицензии нужно предоставить опись прилагаемых документов.
После того, как индивидуальный предприниматель или предприятие получит лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, он (оно) получает статус лицензианта. Он предусматривает возникновение у лица не только прав, но и ряда обязанностей, которые в большинстве своем сформулированы в виде требований.
В первую очередь, лицензиант может использовать для осуществления пассажирских перевозок только те автобусы, информация о которых предоставлена им лицензирующему органу и внесена в реестр лицензий. Если лицензиант осуществляет перевозки коммерческого характер, то он в соответствии с действующим федеральным законодательством должен в их отношении заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.
Другие требования предполагают заполнение путевых листов. Перед тем, как автобусы могут быть допущены непосредственно до перевозочного процесса, они должны пройти предрейсовый или предсменный контроль технического состояния. Обязательным является оснащение автобусов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, а также тахографами. Под последним названием скрываются контрольные технические устройства регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств.
Заводы-изготовители автобусов в большинстве своем составляют документацию, в которой устанавливают сроки проведения технического обслуживания транспортных средств. Эти сроки должны выполняться лицензиантом.
Лицензианты обеспечивают стоянку автобусов на территории городских населенных пунктов по возвращении их из рейсов и окончании смены водителя на соответствующих парковках (парковочных местах). Сведения о пассажирах и персонале автобуса лицензиат должен передавать (загружать) в автоматизированную централизованную базу персональных данных.
В отношении водителей лицензиант обязан:
- соблюдать особенности режима рабочего времени и времени отдыха;
- проводить стажировки во время приема на работу в рамках профессионального отбора и обучения;
- обеспечивать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
Лицензирующий орган проверяет лицензиантов на предмет выполнения ими данных требований. В том случае, если будут выявлены их нарушения, лицензирующий орган сначала сделает замечания, отправит предписания об устранении выявленных нарушений, а затем получит право на приостановление действия и полное аннулирование лицензии.