Транспортное обслуживание потребителей - это оказание гражданам и организациям услуг по транспортировке пассажиров, багажа, грузов посредством использования специально оборудованных транспортных средств.
Введение
Транспорт относится к числу важнейших отраслей обеспечения комфортной жизни общества. Транспорт используется людьми для собственного перемещения внутри города (между домом и работой/учебой), между городами и странами. Предприятия пользуются услугами транспорта, с одной стороны, для доставки недостающих и необходимых для производственного процесса материально-технических ресурсов, с другой стороны, для отправки клиентам изготовленной и проданной продукции.
Для того чтобы потребность людей и организаций в перемещении была удовлетворена наилучшим образом, необходимо обеспечить соответствие отдельных параметров пассажирской и грузовой перевозки определенным значениям. О наличии этого соответствия или о его отсутствии позволяют судить специально разработанные показатели.
Аналитики предпочитают различать количественные и качественные показатели транспортного обслуживания потребителей.
Качественные показатели транспортного обслуживания потребителей
Качественные показатели транспортного обслуживания потребителей - это обобщенные характеристики процесса транспортировки или его результата, которые не могут быть выражены в количественном виде, т.е. с помощью цифр. В связи с этим качественные показатели и их значения обычно принимают словесную, описательную форму.
В большинстве случаев деятельность перевозчика по транспортному обслуживанию потребителей можно оценить по следующим основным параметрам:
- надежность;
- безопасность;
- удобство;
- чистота и комфорт.
Надежность проявляется, прежде всего, в уверенности потребителей, что транспортное средство прибудет и доставит его в нужное место, к обозначенному времени, без возникновения каких-либо экстраординарных ситуаций. Близким к показателю надежности является показатель безопасности перевозки. Он заключается в состоянии защищенности пассажира, в создании таких условий, когда вероятность нанесения вреда здоровью пассажира, ущерба его багажу и грузу будет сведена к нулю.
Безопасность является важным социально-значимым качественным показателем. В связи с этим для обеспечения безопасности перевозчиков государство обязывает заключить договоры страхования гражданской ответственности. Если потребители и получат какой-либо ущерб в результате транспортного обслуживания, то они точно получат соответствующую компенсацию.
Такой качественный показатель, как удобство является достаточно субъективным. Он зависит от того, насколько заполнено транспортное средство (т.е. можно ли пассажиру занять желаемое место), можно ли доехать до конечного пункта назначения без пересадок и т.д.
Чистота и комфорт также могут оцениваться различными пассажирами по-разному. Обычно чистота в транспортном средстве обеспечивается за счет регулярных (ежедневных) уборочных процедур с применением специальных чистящих средств. За комфорт отвечает количество посадочных мест и материал, из которого они изготовлены, их расположение относительно дверей и друг друга.
Не менее важным является наличие люков, форточек, большое количество чистых окон. В жаркое время года необходимо обеспечить работоспособность кондиционера, в холодное время года - обогревателей. В случае пассажирского транспорта необходимо обеспечить громкость, достоверность и своевременность озвучивания текущей и следующей остановки.
Количественные показатели транспортного обслуживания потребителей
Количественные показатели транспортного обслуживания потребителей - это обобщенные характеристики процесса транспортировки или его результата, которые выражаются в количественном виде, с помощью цифр. Это означает разработку и использование специальных формул, по которым и рассчитываются точные значения показателей.
Основными количественными показателями транспортного обслуживания потребителей являются:
- пассажирооборот;
- количество выполненных рейсов;
- интервал движения на маршруте;
- средняя скорость движения;
- стоимость.
Через показатель пассажирооборота выражается число пассажиров, которых транспортное средство перевозит за единицу времени. Значение этого показателя зависит не только от физических характеристик транспорта по вместительности, но и от составленного расписания и маршрута движения, поскольку потребность в транспортных услугах различна в разных местах и в разное время.
Для пассажиров важно, чтобы средняя скорость движения транспортного средства была высокая. Это даст им гарантию в том, что они понесут минимальные временные издержки во время транспортировки.
Интервал движения на маршруте проявляется в том времени, которое потребителям приходиться тратить в ожидании транспорта на остановке. Высшему качеству транспортного обслуживания соответствует интервал движения, который укладывается в рамках пяти минут.
Роль обобщающего показателя, который подводит под общий знаменатель все выше перечисленные параметры, исполняет стоимостной показатель. Речь идет про величину тарифа, по которому пассажиру придется оплатить пользование транспортной услугой. Если он будет не доволен другими параметрами перевозки, то у него не будет готовности заплатить достаточно большую сумму денежных средств. В данном случае работает правило «цена – качество».
Таким образом, транспортное обслуживание потребителей подлежит оценке через расчет (определение) значений количественных и качественных показателей. Рекомендуется учитывать все показатели вместе - это позволяет получить комплексное и объективное представление о предоставляемых транспортных услугах.