Груз - это материальный объект, который должен быть перемещен из одного места в другое, ради чего используются транспорт, специальный персонал и ряд других технических средств.
Предназначение классификации грузов на автомобильном транспорте
Особенности конкретной перевозки (особенно, на автомобильном транспорте) определяются признаками груза. Грузы могут быть охарактеризованы по многим признакам. В силу наличия общих признаков грузы зачастую рассматривают как представителей одной родственной группы.
Образование подобных грузов называется классификацией грузов. В результате того, что грузы будут классифицированы, т.е. разделены на группы по общим признакам, перевозчики и другие участники процесса транспортировки смогут решить следующие вопросы:
- определить целевое назначение груза;
- подобрать подходящие погрузочно-разгрузочные технологии и технологии транспортировки;
- рассчитать экономически оправданный тариф перевозки.
Критерии классификации грузов на автомобильном транспорте
Классификация грузов происходит на основе определенных критериев. Их можно выделять в достаточно большом количестве. Поэтому в данном случае перечислим лишь наиболее существенные и основные классификационные критерии.
Так, грузы, в первую очередь, отличаются тем, какие способы погрузки и выгрузки к ним могут быть применимы. В зависимости от этого критерия обычно выделяют три крупные группы грузов.
Первая группа - штучные грузы, которые могут перевозиться по единицам, отдельно друг от друга. Причем данная группа впоследствии подразделяется на тарные и бестарные грузы: для одних требуется тара (упаковка) для транспортировки (это, прежде всего, изделия из стекла), а другие - могут обойтись без нее (это, например, строительные материалы).
Вторая группа - это навалочные (насыпные) грузы. По своему гранулометрическому составу (т.е. размеру одной единицы материала) представляют собой скорее однородную массу. Таким грузом могут быть песок, зерно, сахар, мука и т.д. Они обычно заполняют грузовую единицу (кузов) автомобиля.
Третья группа - это наливные грузы. В нормальных условиях их агрегатное состояние - жидкое (это, например, бензин, вода, молоко и т.д.). В связи с этим их перевозка может быть осуществлена только в специальных грузовых единицах - таких как цистерны.
В зависимости от особенностей перевозочного процесса разделяют две основные группы грузов. Во-первых, это обычные грузы, которые не требуют особых условий перевозки. В качестве примера можно привести мебель, строительные материалы и т. д. Во-вторых, это специфические грузы, которые нуждаются в соблюдении правил безопасности, соблюдении температурных/влажностных режимов и т. д. Такими можно назвать скоропортящиеся продукты питания, опасные грузы и т. д.
От объема и способа упаковки зависит подразделение грузов на четыре класса. Каждый из этих классов отличается определенным коэффициентом использования грузоподъемности транспорта. Так, значение этого коэффициента для грузов I класса - 1, для II класса - 0,8, для III класса - 0,6, для IV класса - 0,5.
В большинстве случаев в качестве пунктов отправления и назначения у автомобильного транспорта, который используется для перевозки грузов, обозначаются склады. Поэтому классификация грузов еще может проводиться в зависимости от условий хранения. Так, хранение грузов в большинстве случаев организуют на крытых складах, крытых и открытых площадках.
Международными стандартами (правилами) перевозок предусмотрено 9 классов опасных грузов. Они выделены на основе масштаба и содержания их потенциального негативного воздействия на людей, общество, имущество, окружающую среду. Так, выделяют газы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, окисляющие, токсические, инфекционные, коррозионные, радиоактивные и прочие вещества и материалы.
Особенности автомобильной перевозки различных классов грузов
К тому или иному классу груза нужно применять различные приемы транспортировки. Так, в укрупненных грузовых местах нуждаются генеральные грузы, которыми являются рассыпные или упакованные товары. Данная группа грузов может быть представлена металлопродукцией, подвижной техникой, крупногабаритными, тяжеловесными, таро-штучными, лесными грузами и др.
Для перевозки небольших грузов недавно начали практиковать транспортировку, так называемых, сборных грузов. Они представляют собой единую партию товаров, которые предоставлены различными отправителями, предназначены различным покупателям, но перевозятся одним транспортом и в одном направлении.
Масса и размеры отдельных грузов может превышать предельно допустимые нормы. Речь идет про негабаритные и тяжеловесные грузы (например, дорожно-строительная техника, промышленное оборудование и др.). Их транспортировка требует разработки индивидуального маршрута, соблюдения требований инструкций, условий размещения и крепления, наличия специальных разрешений.
Перевозить еще могут легковые автомобили. Для этого привлекают к процессу транспортировки прицепы-автовозы разных типов — одно- и двухъярусные, бортовые или тентованные. В случае перевозки одиночных машин частных грузоотправителей могут использоваться крупнотоннажные контейнеры.
Животные, птицы, пчелы, рыба образуют группу живого груза. Для его перевозки необходимо соблюдать санитарно-ветеринарные требования. А используемые в данном случае грузовые единицы (такие как скотовозы, клетки, улья, ящики, резервуары) должны в обязательном порядке пройти дезинфекцию.
Таким образом, в целях более эффективного выполнения грузовой перевозки на автомобильном транспорте проводят классификацию грузов, способную направить внимание перевозчика на те аспекты, которые должны быть учтены в первоочередном порядке.