Информационная система в логистике - это подсистема логистической системы, которая состоит из упорядоченно взаимосвязанных элементов (персонала, объектов производства, средств вычислительной техники, справочников, компьютерных программ, технологий), ориентированных на обеспечение прохождения и обработки информации.
Сущность информационных систем в логистике
Все звенья логистической цепи будут работать согласовано при условии функционирования специальной информационной системы. Информационная система в логистике представляет собой подсистему логистической системы предприятия, которая предназначена для обеспечения прохождения и обработки информации.
Обязательным признаком любой системы является наличие упорядоченно взаимосвязанных элементов. В качестве элементов информационной системы предприятия выступают его персонал, производственные объекты, средства вычислительной техники, компьютерные программы, технологии (интерфейсы и процедуры), справочники. Указанные элементы объединены связанной информацией, которая используется в управлении предприятием для планирования, контроля, анализа и регулирования логистической системы.
Общую логическую структуру информационной системы можно охарактеризовать через понятие архитектура. В ее составе выделяют:
- Аппаратное обеспечение – это совокупность взаимосвязанных электронных, электрических и механических устройств;
- Программное обеспечение – это совокупность взаимосвязанных компьютерных программ, которая обеспечивает обработку или передачу данных, разработку новых программ;
- Интерфейс пользователя – это система взаимодействия человека с информационной системой;
- Методы кодирования информации - это процесс представления данных последовательностью символов.
Функции и задачи информационных систем в логистике
С технической точки зрения предназначение информационных систем в логистике состоит в выполнении двух главных функций, а именно - обработки данных и передачи данных. С логистической точки зрения информационные системы имеют очень разнообразный набор функций и задач.
Функции логистических информационных систем во многом направлены на обеспечение выполнения функций управления работой предприятия. В частности, с помощью информационных систем осуществляют планирование логистических процессов (прежде всего, прогнозирование спроса и планирование соответствующих его величине потребностей в материальных ресурсах).
Затем большое значение имеет координация логистических событий, операций и процессов по всей цепи продвижения материальных ценностей и услуг. Основы системы учета поставок, затрат, запасов, продаж и т.п. закладывает функция мониторинга и контроля протекания логистических операций и процессов, что позволяет их регулировать и, тем самым, повышать их бесперебойность. В целом информационные системы позволяют в оперативном порядке управлять логистическими процессами (такими как поставки, транспортировка, хранение, физическая дистрибуция и т.д.).
Задачи информационной системы в логистике связаны, в первую очередь, с непрерывным обеспечением сотрудников предприятия (как управляющего, так и исполнительного звена) достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказа и о других аспектах логистической деятельности. Информационные системы обеспечивают прозрачность информации о результатах хозяйственной деятельности, благодаря чему можно оперативно управлять предприятием по ключевым показателям (например, уровень прибыльности, себестоимость, структура затрат). В связи с этим появляется возможность своевременно выявлять «узкие места», оптимизировать логистические бизнес-процессы, перераспределять ресурсы предприятия, оценивать сроки исполнения заказов потребителей и др.
Система информационных потоков службы логистики
Логистические информационные системы предприятия пронизаны множеством информационных потоков, входящих и исходящих по отношению к службе логистики. Информация движется из других важных структурных подразделений предприятий:
- Экономического отдела (предоставляет перспективные и текущие планы производства и сбыта, финансовые планы и нормативы, цены на продукцию предприятия, сметы затрат на производства и реализации; получает планы, сметы затрат и отчетность по материально-техническому снабжению и сбыту, нормативы запасов, планы-графики запуска-выпуска продукции);
- Службы маркетинга (предоставляет предложения по разработке новой продукции, результаты испытаний новых видов продукции, результаты маркетинговых исследований, прочую рыночную информацию; получает результаты конъюнктурных исследований рынка, предложения по использованию новых материалов и комплектующих изделий, заказы на проведение маркетинговых исследований);
- Договорного отдела (предоставляет типовые договоры на снабжение и сбыт, результаты рассмотрения претензий по договорам, расчеты санкций за нарушение условий договора; получает сведения о заключенных договорах, претензии и исковые заявления по договорам, оценку ущерба из-за неисполнения договора);
- Конструкторского отдела (предоставляет техническую документацию на новые виды продукции, отчеты о конъюнктурных исследованиях рынка, изменения в выпускаемой продукции и ее потребительские качества; получает требования потребителей к продукции предприятия, отчеты о конъюнктурных исследованиях рынка, заказы на разработку новых видов продукции);
- Технологического отдела (предоставляет технологическую документацию на продукцию, нормы расхода материальных ресурсов, технологические процессы на погрузку, разгрузку, транспортировку, складирование, ремонт и обслуживание продукции; получает нормативы запасов, показатели работы склада предприятия, требования потребителей к обслуживанию продукции, предложения по развитии техники и технологии).