Информационная логистика - это раздел логистики, в рамках которого основное внимание сосредоточено на информационных потоках и на роли различных субъектов и объектов в движении информации.
Понятие, цели и задачи информационной логистики
В настоящее время ценность информации стремительно растет. С недавних пор экономическая наука стала рассматривать информацию в качестве одного из факторов производства (наравне с трудом, землей, капиталом и предпринимательскими способностями). Развитие новых тенденций также коснулось и логистики. С ее точки зрения движение материальных потоков сопровождается встречным и (или) попутным движением информационных потоков.
Изучение вопросов, которые связаны с ними, способствовало формированию отдельного раздела логистики - информационной логистики. Информационная логистика представляет собой направление логистической деятельности и логистических исследований, в центре внимания (предметом) которых находятся особенности построения и функционирования информационных систем, обеспечивающих функционирование логистических систем.
Цель информационной логистики подчинена общей цели логистики - доставке продукции соответствующего предъявляемым требованиям количества и качества, точно в срок и при минимальных затратах на выполнение логистических операций. В рамках информационной логистики данная цель детализируется: речь идет про доставку информации и про выполнение операций, связанных с обработкой информации (ее получением, обобщением, анализом, хранением, передачей и т.д.).
Информационная логистика призвана вырабатывать средства, которые могут быть использованы для успешного управления материальными потоками. В связи с этим информационная логистика должна решить следующие задачи:
- Планировать логистические потребности хозяйствующих субъектов;
- Анализировать принятие управленческих решений на предмет продвижения материальных потоков;
- Осуществлять управленческий контроль логистических процессов;
- Проводить интеграцию участников логистической цепочки.
Ученые разных стран сходятся во мнении, что ключевым фактором становления и развития информационной логистики послужил научно-технический прогресс. Прежде всего, это относится к таким его результатам, как информационно-коммуникационные технологии, средства передачи и обработки данных, компьютеры с их аппаратным и программным обеспечением.
Кроме того, не стоит забывать, что одно из принципиальных отличий логистического подхода к управлению материальными потоками на предприятии от традиционного подхода заключается в информационной интеграции отдельных звеньев логистической цепи в единую систему (как на уровне нескольких различных предприятий, так и на уровне структурных подразделений одного предприятия). Данный тип интеграции предполагает осуществление следующих действий:
- Активный обмен информацией о параметрах материальных потоков;
- Создание общих систем сбора и хранения информации;
- Согласование параметров существующих информационных систем (например, форматов представления информации, протоколов передачи данных и т.д.) на предприятиях-партнерах по цепи поставок;
- Внедрение общих информационных систем и технологий и др.
Информационные потоки как объект информационной логистики
Одним из основных понятий логистики является понятие информационных потоков. Они являются главным объектом информационной логистики.
Информационный поток представляет собой совокупность данных (сообщений), которые циркулируют в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, и необходимы для осуществления управления логистическими операциями и контроля за их выполнением. Традиционной формой существования информационного потока являются документы, которые могут быть созданы как на бумажном, так и на электронном носителе.
Информационный поток, в первую очередь, рассматривается как сопутствующий материальному потоку. Относительно друг друга информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него, быть направлен в одну сторону или противоположную. Информационная логистика говорит о том, что в большинстве случаев встречаются следующие варианты взаимодействия информационного и материального потоков:
- Информационный поток опережает материальный поток и движется во встречном направлении - это сведения о заказе;
- Информационный поток опережает материальный поток и движется в прямом направлении - это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза, а также о параметрах качества и количества материального потока;
- Информационный поток движется вслед за материальным потоком во встречном направлении - это информация о количественных и качественных результатах приемки груза, поступившие претензии, случившиеся подтверждения.
Кроме направления движения информационные потоки могут быть охарактеризованы по таким параметрам, как источник возникновения информации, скорость ее передачи и приема, интенсивность потока и др. Большое значение имеет измерение информационного потока, единицами которого являются килобайт, мегабайт, гигабайт и др. Они сообщают о количестве информации, которая была обработана или передана за единицу времени.
В целом около двух третей общего объема информации, которая обрабатывается в магазине, может составлять информация, необходимая для контроля и управления логистическими операциями. На производственных предприятиях или предприятиях оптовой торговли доля логистических информационных потоков еще значительней. Отсюда следует принципиальная важность развития на предприятии информационных систем, овладение его руководством основными приемами и принципами информационной логистики.