Логистическая система - это целостная совокупность субъектов, объектов логистической деятельности, отношений и процессов между ними, которая предназначена для управления в экономической системе потоковыми процессами.
Характеристика предприятий общественного питания
Общественное питание является одной из популярных на сегодня сфер хозяйственной деятельности. Предприятия общественного питания занимаются производством кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализацией и (или) организацией потребления. Деятельность предприятий общественного питания направлена на удовлетворение потребностей населения в питании и проведении досуга.
В настоящее время основными типами предприятий общественного питания являются: кафе, ресторан, столовая, закусочная, бар, предприятие другого типа. Их отличия друг от друга обусловлены ассортиментом реализуемой продукции, разнообразием и сложностью приготовления продукции, технической оснащенностью, методами и качеством обслуживания, квалификацией персонала и др.
Специфика работы предприятий общественного питания, которая также сказывается и на функционировании их логистических систем, в основном проявляется в следующем:
- Существует зависимость между ассортиментом выпускаемой продукции и типом предприятия общественного питания, контингентом его клиентов;
- Выпускаемая продукция имеет ограниченные сроки хранения и реализации;
- Продукция должна изготавливаться небольшими партиями при широком ассортименте;
- Необходимо постоянно обновлять ассортимент;
- Спрос на продукцию и услуги склонен к колебаниям во времени, т.е. торговый зал в течение дня, недели используется неравномерно;
- Спрос населения на услуги предприятий общественного питания во многом зависит от сезона;
- Режим работы предприятий общественного питания находится в зависимости от режима работы и отдыха обслуживаемых ими контингентов потребителей;
- Торговые помещения занимают незначительную долю, а складские, производственные и другие группы помещений, наоборот, характеризуются большими объемами.
Логистическая система на предприятии общественного питания и ее формирование
Логистическая система предприятий общественного питания, в первую очередь, представляет собой совокупность продавцов (заведения общепита), покупателей (клиентов) и поставщиков товаров. При формировании логистической системы нужно учитывать занимаемую предприятием нишу, а также его необходимость в объединении производства продукции и организации сервиса и гостеприимства.
Логистическая система предприятия общественного питания предопределяет цикл, в состав которого входят такие операции, как закупка товара, его получение и складирование товара, поставка продуктов на кухню, приготовление заявленных в меню блюд и их реализация (продажа).
Этап закупки охватывает поиск поставщиков, заключение с ними договоров и выбор товаров. Им может занимается как специальный отдел, так и шеф–повар с помощником – это зависит от величины бизнеса.
При получении продуктов производится контроль их качества и количества (т.е. сравнение их фактических значений с заявленными), при складировании учету подлежат вопросы хранения и предотвращения порчи или кражи продуктов. Логистическую отчетность рекомендуют вести в цифровом электронном виде.
Последовательная операция выдачи продуктов на кухню выполняется при использовании весоизмерительных устройств. Специальное оборудование также необходимо для непосредственного приготовления блюд. Завершается работа предприятия общественного питания продажей блюд и напитков, которые были заказаны посетителями.
Таким образом, использование правил и принципов логистики, формирование логистической системы и поддержание ее функционирования помогает оптимизировать необходимую продолжительность подобного логистического цикла, снизить внутренние затраты предприятия общественного питания и повысить качество обслуживания клиентов.
Логистический цикл на предприятии общественного питания
Интегрированный подход в логистике общественного питания обуславливает необходимость рассмотрения специфики технологического процесса и структуры предприятия подобной сферы. Технологический процесс является отражением последовательности производства продукции и ее дальнейшей реализации клиентам. Эту последовательность часто представляют в виде логистического цикла, т.е. промежутка времени между подачей заказа и доставкой заказанной продукции (оказанием заказанной услуги) конечному потребителю.
Логистический цикл в сфере общественного питания, как правило, включает в свой состав следующие операции:
- Закупка: это выбор поставщиков, заключение с ними договоров, выбор необходимых продуктов и напитков, определение их объемов с учетом их цены, необходимых запасов и нормативов хранения.
- Получение: это контроль закупленных продуктов и их доставка на склад.
- Складирование: это хранение запасов продуктов, которое преследует цели удовлетворения ежедневных потребностей предприятия, предупреждения порчи, краж продуктов и т. п.
- Предоставление продуктов на кухню: последовательная выдача продуктов в строго определенное время с привлечением весоизмерительного оборудования.
- Приготовление заказанных блюд: это главная операция производственного процесса предприятий общественного питания, которая выполняется на кухне – в специальном помещении определенной площади, которое оснащено соответствующим оборудованием.
- Продажа: это обслуживание клиентов за денежное вознаграждение через предоставление им заказанных блюд и напитков. Продажа может быть успешной за счет правильно составленного и оформленного меню, обеспечения высокого уровня сервиса, создания уютной атмосферы.