Микрологистический процесс - это последовательная совокупность целенаправленных логистических действий, которые осуществляются на уровне микрологистической системы.
Общие сведения о микрологистической системе
В зависимости от масштаба сферы деятельности выделяют макро- и микрологистические системы. Если макрологистические системы охватывают промышленные, посреднические, торговые и транспортные организации различных отраслей и регионов, то микрологистические системы охватывают сферу деятельности отдельного предприятия. Разработка и функционирование микрологистических систем осуществляется с точки зрения достижения стратегических целей предприятия и оптимизации его основных производственных и коммерческих процессов, которые обеспечивают решение локальных вопросов в рамках отдельных функциональных элементов логистических систем.
Микрологистическим системам также присуще свойство иерархичности. В соответствии с ним можно отдельно говорить о существовании логистической системы предприятия, производства, цеха, участка, рабочего места.
Отталкиваясь от признака функционального назначения, микрологистические системы могут быть подразделены на системы первого и второго уровней. Микрологистическая система первого уровня отражает логистику предприятия, которая охватывает его внутрипроизводственную деятельность, а также внешние контакты и связи. Микрологистическая система второго уровня отражает внутрипроизводственную логистику, которая интегрирует выполняемые внутри предприятия процессы планирования, производства, сбыта и снабжения, транспортно-складских и загрузочно-разгрузочных работ.
Помимо этого, микрологистические системы могут быть внутренними (внутрипроизводственными), внешними и интегрированными:
- Внутренние микрологистические системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции;
- Внешние микрологистические системы заняты рационализацией затрат ресурсов и времени, связанных с доставкой факторов производства и готовой продукции, их перемещением в товаропроводящих сетях, выполнением заказов потребителей, достижением высокого уровня сервиса;
- Интегрированные микрологистические системы позволяют менеджменту предприятия вести наиболее полный учет факторов времени и пространства в ходе оптимизации управления материальными, денежными и информационными потоками для достижения на рынке своих стратегических целей.
Внутрипроизводственные и внешние микрологистические системы иногда рассматриваются как подсистемы интегрированной микрологистической системы.
Характеристика этапов микрологистического процесса
Функционирование микрологистической системы можно представить в виде микрологистического процесса. Данным понятием можно обозначить организованную во времени и пространстве совокупность действий по осуществлению логистических функций и операций на уровне предприятия и его структурных подразделений.
Микрологистический процесс можно представить в виде комплекса следующих этапов:
- Закупка материальных ресурсов для удовлетворения нужд предприятия;
- Снабжение структурных подразделений предприятия, т.е. выделение им части закупленных материальных ресурсов;
- Перемещение материальных ресурсов на склад готовой продукции;
- Хранение материальных ресурсов в складских помещениях предприятия;
- Перемещение материальных ресурсов между цехами предприятия;
- Перемещение материальных ресурсов внутри цехов предприятия;
- Перемещение продукции на складах предприятия;
- Перемещение продукции между предприятиями;
- Перемещение готовой продукции на склад;
- Хранение готовой продукции в складских помещениях предприятия;
- Сбыт продукции структурных подразделений предприятия;
- Сбыт готовой продукции предприятия (ее реализация / продажа потребителям на рынке).
При установлении взаимосвязи между перечисленными этапами они образуют, так называемый, микрологистический цикл, т.е. последовательную совокупность действий, которые повторяются в соответствии с циклом воспроизводства, который имеет место в жизнедеятельности предприятия.
В рамках микрологистического цикла этапы укрупняются и рассматриваются в качестве стадий. Так, первая стадия представлена предпродажным сервисом. Он заключается в информировании потенциальных покупателей, в оказании рекламного воздействия, в подготовке к закупкам товаров и т.д. Вторая стадия - это стадия снабжения. В данном случае происходит организация и планирование закупок, выбор поставщиков, документальное оформление поставок и т.д.
Следом идет стадия хранения. Она представляет собой совокупность действий по организации складского хозяйства или по подготовке помещения для хранения товаров, а также по управлению расходами на хранение. Стадия продажи образуется в результате заключения договоров с покупателями, поддержания и освоения каналов сбыта, проведения исследований на тему емкости рынка и пр. Заключительная стадия - это послепродажное обслуживание, которое составляет суть сервисной логистики.
Таким образом, динамика потоковых процессов развивается в результате интеграции и координации действий структурных подразделений предприятия, его менеджмента и сотрудников, правильного (с точки зрения содержания и последовательности) осуществления этапов микрологистического процесса и установления связей между ними. При этом при организации микрологистического процесса вообще и его этапов по отдельности в качестве одного из основных принципов соблюдается следующая последовательность: "цепь поставок — ключевой бизнес-процесс —логистический бизнес-процесс — логистическая функция — логистическая операция".