Тара – это разновидность упаковки, которая используется участниками воспроизводственного процесса для размещения в ней готовой продукции, для предотвращения ее повреждений и порчи при транспортировке и при выполнении других логистических операций.
Общее представление о складской таре
Организация работы складского комплекса может достигнуть эффективного состояния в том случае, если эффективно используются рациональные виды тары. Тара представляет собой основной элемент упаковки. Предназначение тары заключается в размещении в ней продукции, что позволяет предотвратить ее повреждение или порчу в процессе выполнения с ней логистических операций (транспортировки, погрузки, разгрузки, хранения, складирования и др.).
В зависимости от того, на каком этапе производственного процессе используется тара, различают несколько ее видов: транспортную, потребительскую, производственную, инвентарную, складскую и др. Соответственно, при изучении вопросов, связанных с работой складских комплексов, внимание нужно обратить на складскую тару.
В логистике складирования основную роль играют такие виды тары, как:
- Паллеты (поддоны) - это горизонтальные площадки минимальной высоты, которые соответствуют способу погрузки с помощью вилочного погрузчика, вилочной тележки или других технических средств и используются в качестве основания для сбора, транспортировки, перегрузки, складирования грузов;
- Контейнеры - это стандартные емкости, которые являются съемным органом (кузовом) транспортных средств и используются для бестарной перевозки грузов различными видами транспорта.
Использование паллетов, в первую очередь, нацелено на создание оптимальных грузовых единиц. Эти единицы должны соответствовать стандартным по размерам паллетам. Например, европейский стандарт базового модуля равен соотношению 600 миллиметров на 400 (иными словами, 60х40 см.).
Базовый модуль использован в качестве основы для разработки единой системы унифицированных размеров транспортной тары. Эта система создается при соблюдении принципа, что площадь поддона разделяется на сетку кратных размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары. Следовательно, поддон размером 1200 х 800 мм содержит 3 базовых модуля, поддон размером 1200 х 1000 мм — 5 базовых модулей.
Вместе с паллетом в логистическом управлении важную роль играет контейнер. После паллетизации контейнеризация стала второй необратимой тенденцией в логистике, которая принципиальным образом изменила характер физического распределения продукции.
Размеры и емкость контейнеров соответствуют грузоподъемности и габаритам транспортных средств. Контейнеры приспособлены для механизированной погрузки, выгрузки и перегрузки с одного вида транспорта на другой, а также для многократного применения для перевозки и временного хранения грузов. Обычно внутренний объем контейнера больше одного кубического метра.
Преимущества упаковывания груза с помощью контейнеров по большей части заключаются в следующем:
- Ускоряется оборот транспортных средств;
- Повышается сохранность груза;
- Сокращаются логистические издержки;
- Уменьшается длительность выполнения работ по погрузке, разгрузке и передаче груза получателям;
- Сокращаются объемы потребления тары и упаковки;
- Нетранзитные партии продукции поставляются непосредственно от предприятий-производителей, минуя склады торговых посредников.
Оценка эффективности применения тары в складских комплексах и пути ее повышения
Эффективность работы складских комплексов может быть повышена за счет внедрения достижений научно-технического прогресса, постоянного совершенствования организации труда и технологического оборудования, в том числе и транспортно-складской тары. Любое предприятие, организуя работу с тарой в складских комплексах, в той или иной форме получает доходы и имеет расходы. Следовательно, эффективность применения тары в складских комплексах предприятия может быть оценена, в первую очередь, в результате детального изучения образуемых доходов и расходов от выполнения операций с тарой.
Доходы по таре могут быть образованы в результате превышения стоимости тары, которая возвращается поставщикам или передается тарособирающим предприятиям, над суммой, которая первоначально была уплачена при ее поступлении с товаром. Если тара не подлежит возврату, то она может быть реализована, что также может принести предприятию доход.
В ряде случаев поставщики перечисляют предприятиям отчисления с целью возместить расходы по сбору, хранению и транспортировке стеклянной тары. В качестве дохода еще может быть признана стоимость тары, которая была получена от поставщиков бесплатно.
Расходы по операциям с тарой включают в себя затраты по доставке, погрузке и выгрузке порожней тары. Если тара подлежит возвращению поставщикам, то ее необходимо предварительно отремонтировать, очистить, продезинфицировать, что также образует расходы у предприятия. Износ и ремонт собственной тары оплачивается в виде амортизационных отчислений, что также можно назвать расходом.
Расходами предприятия также являются отчисления в фонд премирования за сбор и сдачу деревянной и картонной тары. То же самое можно сказать и про стоимость тары, которая была списана из-за естественного износа или из-за освобождения от обязательной сдачи (возврата) тары. В случае отрицательной разницы между стоимостью возврата тары и суммой, уплаченной при ее поступлении, предприятие тоже несет расход.
Таким образом, повышение эффективности применения рациональных видов тары в складских комплексах заключается в том, чтобы разница между доходами и расходами от ее использования была максимальной. Для этого нужно выбирать тару с соответствующими качествами, договариваться с поставщиками на приемлемых условиях и т.п.