Основы ценообразования в логистике
Ценообразование компаний, занимающихся логистикой, похоже друг на друга. Стоимость складывается из расстояния, габаритов груза и стоимости топлива. В некоторых компаниях присутствуют различные виды доставок, что соответственно тоже отражается на цене. Помимо этого логистические компании предлагают множество дополнительных услуг, например, оформление сопроводительных документов, сопровождение грузов, предоставление склада и т.д. Из всех вышеперечисленных критериев формируется окончательная цена в логистике.
Ценообразование - установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Методы ценообразования в логистике
Методы ценообразования различают на несколько видов.
По способам образования базисной цены продукции выделяют:
- Прейскурантная цена – при назначении данного вида цен учитываются следующие критерии: количество продукции, которую необходимо закупить, обязательства потребителя по физическому распределению продукции, отношение покупателя к определенному сегменту рынка.
- Установка свободной цены. Цена устанавливается на основе договорных отношений между продавцом и покупателем и приспосабливается к желанию потребителя. Данный способ применяется при сбыте нестандартного вида продукции.
Дальнейшее ценообразование делится на следующие системы: нетто-ценообразование и брутто-ценообразование.
- Система нетто-ценообразования основывается на том, что продавец назначает цену в отношении непосредственного потребителя. В том случае, если покупатель решает продать продукцию в дальнейшем, то он назначает свою цену. Производитель в этом случае не влияет на конечную цену продукции.
- Система брутто-ценообразования складывается в том случае, если производитель назначает розничную цену, которая на его взгляд соответствует особенностям и потребностям рынка. При этом устанавливается система скидок.
Скидки разделяются по следующим критериям: количественные, накопительные и по постоянным партнерам. Количественная скидка устанавливается на объем выкупленной продукции, чем больше выкупленного товара, тем соответственно выше скидка. Накопительная скидка рассчитывается в течении закупочного года. При выкупе определенной части продукции на соответствующую сумму, покупатель получает повышенную скидку.
Скидки играют большую роль в системе ценообразования логистики. В первую очередь, это стимулирование закупок большими партиями, долговременное сотрудничество, привлечение к определенному виду продукции.
Цены в логистике подразделяются на сферы обслуживания (розничные, закупочные и оптовые цены), по отражению транспортных расходов ( цены франко-отправления, и франко-назначения), по формам продаж (ярмарочные, аукционные, биржевые и контрактные цены ), по стадиям продаж ( цена спроса, предложения и реализации), отличие в степени регулирования (жестко-фиксируемый ценовой диапазон, регулируемые цены и свободные цены), по степени устойчивости во времени (подвижные, фиксируемые в процессе, и скользящие и твердые цены) и последней разновидностью являются рассмотрение базовой цены, при этом разделение цены происходит на расчетные, справочные и цены прейскуранта.
Помимо вышеперечисленных цен в логистике существуют еще трансфертные и мировые виды цен. Трансфертные используются при обмене подразделений или дочерних фирм одной организации. Мировые цены устанавливаются на основе средней цены услуги, реализуемой в разных странах.