Банковская логистика - это отрасль логистики, которая представлена действиями по планированию, анализу, учету и контролю потоковых процессов банковской деятельности.
Понятие, цель и задачи банковской логистики
Сравнительно недавно банковское сообщество подошло к вопросам применения знаний логистики в практической деятельности. Это связано с тем, что логистизацию банковской деятельности многие рассматривают в качестве инструмента повышения ее эффективности за счет внедрения научных методов регулирования банками тех экономических потоков, которые возникают в процессе их взаимодействия с субъектами материальной сферы. Поэтому имеет смысл говорить об отдельном существовании такого направления логистики, как банковская логистика.
Банковская логистика представляет собой деятельность банка по управлению потоковыми процессами, т.е. процессами, связанными с потоками банковских ресурсов - денежных, товарных, информационных, трудовых и др. Банковская логистика направлена на обеспечение производства банковских продуктов и их доведение до потребителя через использование наиболее эффективных каналов распределения.
Главная цель банковской логистики заключается в повышении конкурентоспособности банковского продукта. Содержательно эта цель представлена созданием привлекательных для клиента каналов распределения банковских продуктов, а также оптимизацией ресурсов кредитной организации и их потоков, благодаря чему процесс производства и реализации банковской продукции сопровождается максимизацией банковской прибыли и минимизацией рисков.
Указанная цель банковской логистики достигается через решение нескольких задач. В качестве таких задач можно выделить следующие направления деятельности:
- Удовлетворение потребностей потребителей банковских продуктов;
- Производство банковских продуктов;
- Формирование и развитие банковских кадров и финансового менеджмента кредитной организации;
- Проведение научных исследований и разработок в сфере банковской деятельности;
- Разработка маркетинговых стратегий и использование методов маркетинга и др.
Банковские потоки как объект банковской логистики
В банковской логистике главным объектом являются потоки ресурсов, которые, во-первых, служат кредитной организации промежуточным звеном для ведения ее основной деятельности, во-вторых, ориентированы на достижение целей, в-третьих, обеспечивают решение поставленных задач. Как правило, банковские потоки разделяют на основные и сопутствующие.
Основные банковские продукты имеют место в процессе воспроизводства банковских продуктов. Именно благодаря им клиенты кредитных организаций в нужное время и в удобном месте получают требуемое количество конкретного банковского продукта необходимого качества и с минимальными издержками.
Основные банковские потоки включают в свой состав следующие разновидности движения ресурсов:
- Основные денежные потоки - это движение денежных средств по банковским счетам, в результате которого между кредиторами и заемщиками финансового рынка перераспределяются свободные денежные средства в силу финансового посредничества банка;
- Основные товарные потоки - это результат осуществления банком в установленном законом порядке операций с драгоценными металлами и камнями;
- Основные сервисные потоки - это оказание клиентам банковских услуг, которые в дальнейшем предусматривают движение денежных средств по банковским счетам, т.е. трансформируются в основные денежные потоки.
Сопутствующие банковские потоки сопровождают основные банковские потоки. Их предназначение состоит в создании условий для возникновения и функционирования основных банковских потоков, а также в повышении их качества.
Сопутствующие потоки в банковской логистике тоже представлены тремя группами:
- Сопутствующие материальные потоки - это приобретение кредитной организацией основного капитала в виде здания, оборудования, лицензий, программного обеспечения и др., что создает условия для осуществления банковской деятельности;
- Сопутствующие информационные потоки - это извещение потребителей о проведении конкретной банковской операции, об ассортименте банковских продуктов и их привлекательных характеристиках через использование различных маркетинговых коммуникаций;
- Сопутствующие сервисные потоки - это оказание клиентам банковских услуг, которые в дальнейшем не предусматривают осуществление банковских операций и сделок.
Логистические банковские потоки характеризуются, в первую очередь, их взаимным воздействием друг на друга. Они развиваются в результате влияния внешних и внутренних факторов, из-за чего, в частности, возникает банковский риск.
Логистический банковский продукт
Логистический банковский продукт является основополагающим понятием банковской логистики. Он представляет собой любое действие (а также – их совокупность), которое приводит к изменению параметров основных и сопутствующих банковских потоков.
Базовыми банковскими продуктами, которые связаны с основными потоками, являются банковские операции, такие как депозитные, кредитные, операции инкассации и т.д. С сопутствующими потоками связаны такие логистические банковские продукты, как банковские услуги – информационные, консультационные, услуги по представлению интересов клиента в платежной системе и др.
Чтобы в полной мере удовлетворить потребности клиентов кредитных организаций в банковской логистике настоящего времени уделяется изучению каналов распределения банковских продуктов. В частности, банковские продукты поступают в пользование клиента через следующие каналы распределения: структурное подразделение банка, розничные точки продаж, мобильный и интернет-банкинг.