Аутсорсинг - это технология ведения бизнеса, которая предполагает привлечение коммерческой организацией для выполнения некоторых отдельных функций сторонних подрядчиков.
Общие сведения об аутсорсинге
В практике современного бизнеса сформировались устойчивые тенденции интеграции производственных процессов. Одной из таких тенденций на сегодняшний день является широкое распространение аутсорсинга.
Аутсорсинг представляет собой технологию ведения коммерческой (предпринимательской) деятельности, которая заключается в вынесении за пределы хозяйствующего субъекта отдельных (основных, вспомогательных, обслуживающих) функций, ранее выполняемых самостоятельно. Вынесение функций означает передачу обязанностей по их выполнению сторонней организации на условиях соразмерного денежного вознаграждения.
Отношения аутсорсинга в основном складываются между двумя сторонами. Первая сторона - это заказчик (клиент), т.е. организация-производитель определенной продукции. Вторая сторона - это аутсорсер, т. е. организация-исполнитель, которая располагает достаточным количеством ресурсов, необходимых для выполнения передаваемых функций.
В рамках аутсорсинга принята следующая классификация ресурсов, наличие которых обуславливает обращение к услугам аутсорсера:
- профессиональные ресурсы (в штате аутсорсера имеются высококвалифицированные специалисты, которые отсутствуют у организации-заказчика);
- производственно-технологические ресурсы (аутсорсер располагает необходимыми производственными мощностями или технологиями);
- финансово-административные ресурсы (аутсорсер обладает навыками проектного управления, что позволяет ему снизить стоимость и повысить скорость реализации проектов);
- региональные ресурсы (аутсорсер способен выполнить аналогичную работу в некоторых регионах или странах мира с меньшими издержками, чем изначально делает организация-заказчик) и т. п.
Целью привлечения ресурсов аутсорсера, в рамках которого ряд функций выносится «на сторону», является наилучшее удовлетворение запросов потребителя. Это проявляется в том, что готовая продукция организации-заказчика в конечном итоге будет соответствовать ценовым, качественным критериям или индивидуальным потребностям.
Аутсорсинг объединяет различные формы взаимовыгодного сотрудничества. В большинстве случаев это может осуществляться в таких сферах, как решение внутренних проблем компании, частичное или полное вынесение производства в другие регионы, реализация специфических проектов и отдельных бизнес-процессов, вынесение части активов за пределы предприятия через создание дочерних и совместных фирм.
Общие сведения о кооперировании
Кооперирование представляет собой взаимную деятельность нескольких предприятий по установлению прямых длительных хозяйственных связей. Целью кооперирования является организация и осуществление совместного выпуска какого-либо продукта.
Хозяйственные связи, которые устанавливаются между хозяйствующими субъектами, могут проявляться в виде производственного кооперирования и в виде материально-технического снабжения. Производственное кооперирование может быть представлено в трех формах: предметное (агрегатное), подетальное, технологическое.
Кооперирование характеризуется следующими параметрами:
- количество предприятий, с которыми кооперируется головное предприятие;
- удельный вес стоимости получаемых изделий в общей стоимости продукции предприятия;
- удельный вес стоимости услуг специализированных предприятий в общей себестоимости продукции предприятия.
Отталкиваясь от представленных данных, аутсорсинг может быть назван одной из форм внутриотраслевого производственного кооперирования.
Логистические аутсорсинг и кооперирование
Аутсорсинг в логистике заключается в полной или частичной передаче аутсорсеру отдельных логистических функций либо комплексных логистических бизнес-процессов. В качестве аутсорсера выступает специализированная компания – логистический посредник. Особое место среди логистических посредников занимают логистические провайдеры. Деятельность данных субъектов образует в экономике такое направление деятельности, как контрактная логистика.
Как правило, логистические функции (транспортировка, складирование и пр.) не являются основным видом деятельности производственных предприятий. Поэтому они с логикой эффективного управления выносят эти функции за пределы своих организаций. Главными результатами использования услуг логистических провайдеров, которые располагают необходимыми компетенциями и ресурсами, в большинстве случаев являются снижение уровня общих затрат и качественное повышение уровня обслуживания конечного потребителя.
В настоящее время выделяют пять основных типов логистических провайдеров, которые ведут предпринимательскую деятельность, реализуя технологии аутсорсинга логистических функций производственных предприятий:
- компании-перевозчики (транспортные предприятия);
- складские операторы (терминалы);
- брокерские и экспедиторские компании;
- предприятия, которые занимаются оптимизацией транспортных услуг и формированием отправок;
- консалтинговые компании, которые разрабатывают и внедряют в информационные системы предприятий-заказчиков специализированное программное обеспечение.
Несмотря на существование такого разнообразия компаний - логистических провайдеров, производственные предприятия преимущественно склонны передавать «на сторону» выполнение ограниченного количества логистических функций. Речь идет, прежде всего, про складирование, про внешнюю, внутреннюю и прямую транспортировку, а также про оформление грузов и платежей.