Транспортные затраты - это ресурсы, используемые хозяйствующими субъектами для перемещения товарно-материальных ценностей в процессе производства и потребления продукции.
Понятие и структура транспортных затрат
В последнее время увеличивается значение логистических расходов предприятия. Среди них большая часть приходится на, так называемые, транспортные затраты. Транспортные затраты представляют собой экономические ресурсы, которые используются предприятиям в процессе перемещения товарно-материальных ценностей с помощью специальных технических (транспортных) средств в целях производства и потребления готовой продукции.
Транспортные затраты используются в качестве основы для построения тарифов на грузовые и пассажирские перевозки. Обычно структура транспортных затрат имеет следующий вид:
- текущие затраты трудовых и материальных ресурсов;
- затраты по воспроизводству основных производственных фондов;
- затраты, которые связаны с необходимым кадровым обеспечением.
Текущие затраты трудовых ресурсов, в первую очередь, выражены оплатой труда водителей и кондукторов транспортных средств. Также за них необходимо производить отчисления на социальные нужды.
В рамках транспортных затрат материальных ресурсов производятся закупки автомобильного топлива, смазочных и прочих эксплуатационных материалов. Ресурсы еще расходуют в процессе технического обслуживания и эксплуатационного ремонта транспортных средств, а также в рамках амортизации подвижного состава.
Затраты, которые связаны с необходимостью кадрового обеспечения предприятия в части выполнения грузовых и транспортных перевозок, представлены, прежде всего, расходами на управление. Кроме того, к этой категории транспортных затрат относятся расходы по выплате налогов и сборов, по выполнению обязательств перед банком по предоставленным кредитам, по обеспечению сохранности имущества, по соблюдению необходимых требований по охране окружающей среды.
Основы анализа и расчета транспортных затрат
Анализ и расчет транспортных затрат представляет собой изучение того факта, как предприятие расходует имеющиеся ресурсы для осуществления транспортировки грузов и пассажиров. Преимущественно аналитическая работа проводится с данными, обличенными в количественную форму.
В результате анализа оценивается работа предприятия (в целом и по структурным подразделениям) по использованию имеющихся возможностей в сфере рационального расходования ресурсов и выполнения утвержденных планов. Также выявляются тенденции изменения транспортных затрат, что будет учтено при планировании деятельности предприятия на будущие периоды.
Анализ и расчет транспортных затрат преимущественно направлены на решение следующих задач:
- полное, достоверное и своевременное отражение фактических расходов на перевозку грузов и пассажиров;
- выявление фактических расходов предприятия на транспортировки (в целом и по отдельным группам);
- контроль за рациональным использованием ресурсов, расходуемых в процессе транспортировки;
- выявление ресурсов сокращения транспортных затрат;
- единообразное определение состава транспортных затрат.
Наиболее правильный расчет транспортных затрат может быть обеспечен в случае применения единых в своей основе методов учета и калькулирования. Анализ должен проводиться путем использования обоснованных способов распределения транспортных затрат между объектами калькуляции.
Результаты анализа и расчета транспортных затрат находят у предприятия несколько сфер применения. С их помощью, во-первых, проводят комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений. Во-вторых, на предприятии организуют внутренний хозяйственный расчет. В-третьих, определяют точную величину налогов и сборов, взимаемых с предприятия. В-четвертых, устанавливают фактическую эффективность проводимых организационно-технических мероприятий.
Сумма транспортных затрат предприятия определяется в результате сложения сумм фонда заработной платы водителей (включая страховые взносы за них), переменных и постоянных затрат. Сумма переменных затрат, которые состоят из затрат на приобретение топлива, смазочных материалов, шин (и на их ремонт), а также на технический осмотр, обслуживание и ремонт транспортных средств, зависят от процента выполнения плана по общему пробегу. Постоянные транспортные затраты по большей части состоят из общехозяйственных расходов и амортизационных отчислений.
После расчетов транспортных затрат в процессе анализа используются следующие величины: плановая, аналитическая и отчетная. Исходя из этих величин, определяются такие отклонения, как:
- абсолютное отклонение - это разница между отчетной и плановой величинами;
- относительное отклонение - это разница между отчетной величиной и аналитической;
- допустимое отклонение - это разница между аналитической величиной и плановой.
Следующий этап анализа транспортных затрат заключается в определении того, какое влияние отклонения оказывают на общую сумму затрат. После определения этого влияния рассчитывается перерасход средств по статьям затрат по причинам, которые зависят от деятельности предприятия. Таким образом, анализ транспортных затрат дает представление о тех статьях, по которым предприятие по итогам хозяйственной деятельности получило экономию средств, а по которым – перерасход.
На заключительном этапе анализа транспортных затрат аналитики предприятия должны, в первую очередь, определить основные резервы их снижения и, соответственно, выработать и предложить комплекс мероприятий по решении поставленной задачи (например, рационализация маршрутов перевозок, механизация погрузо-разгрузочных работ, совершенствование организационной структуры управления и т.п.).