Общая характеристика профессионального общения
Логика профессионального общения – это принципы и законы правильного построения делового общения между специалистами какой-либо сферы (области науки, техники, искусства) по вопросам, связанным с этой сферой, предполагающего использование профессионализмов и терминов.
Психологи считают, что потребность в общении – одна из базовых (основных) для человека. Общение влияет на поведение человека не меньше, чем жизненные (витальные) потребности. Общение является необходимым условием нормального развития индивида как личности и как члена общества, предпосылкой не только духовного, но и физического здоровья.
Под общением понимают взаимодействие между двумя и более людьми, заключающееся в обмене информацией познавательного или эмоционально-оценочного (аффективно-оценочного) характера.
Общение – это многогранный сложный процесс, который включает:
- формирование моделей и образцов поведения,
- формирование отношений,
- собственно взаимодействие людей,
- взаимовлияние людей,
- обмен информацией,
- взаимопонимание и взаимопереживание,
- формирование образа внутреннего «Я».
Общение – одновременно мощный потребитель энергии и бесценный биостимулятор духовных устремлений и жизнедеятельности.
Общение – в зависимости от того, какие перед ним стоят цели и какие техники общения используются – подразделяется на следующие виды:
- «контакт масок» - это формальное общение, в рамках которого собеседники не стремятся понять и учесть личностные особенности друг друга. Это общение так называется, потому что использует привычные маски строгости, вежливости, участливости, безразличия и т. д., т. е. наборы стандартных фраз, жестов, выражений лица, позволяющих не проявлять истинное отношение к собеседнику. Контакт масок полезен в случаях, когда вступать в личный контакт нежелательно;
- формально-ролевое общение отличается регламентированностью содержания и средств общения в соответствии с социальными ролями участников (врач-пациент, продавец-покупатель и т. д.);
- светское общение, которое определяется формальной вежливостью. Особенностью этого общения является фактическое отсутствие общения: люди говорят то, что положено говорить в данной ситуации, а не то, что думает. Их позиции и точки зрения никак не влияют на характер коммуникации, носящей ритуализированный характер;
- манипулятивное общение, ориентированное на получение от собеседника односторонней выгоды с помощью манипулятивных техник воздействия (лести, обмана, демонстрации силы, демонстрации доброты, демонстрации силы, запугивания, пускания пыли в глаза и т. д.), выбор которых определяется особенностями личности собеседника;
- духовное межличностное общение, при котором происходит раскрытие глубинных структур личности. Отличается взаимопониманием между собеседниками, построенном на доверии;
- деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий в целях налаживания отношений и достижения общих результатов. Разновидностью делового общения является профессиональное общение, когда в коммуникацию вступают специалисты в одной области.
Основная цель профессионального общения — строить и поддерживать успешные и продуктивные отношения с коллегами, клиентами и руководством. Для этого необходимо придерживаться следующих принципов:
- Построение доверительных отношений. Для успешного профессионального общения необходимо устанавливать доверительные отношения с другими.
- Открытость. Необходимо уметь разговаривать, слушать, спрашивать и уважать точку зрения другого.
- Уважение. Нужно уважать чувства, убеждения, идеи, религию, социальный статус, а также службы и сообщества, с которыми связаны другие.
- Умение слушать. Нужно уметь слушать, чтобы лучше понять то, что говорят другие.
- Умение разрешать конфликты. Нужно уметь разрешать конфликты, чтобы достичь согласия.
- Эмпатия. Нужно уметь воспринимать проблемы и радость других, смотря на них со своей точки зрения.
Логика профессионального общения как инструмент саморазвития специалиста
Логика профессионального общения - это важная часть профессионального развития. Она помогает сотрудникам развивать умения в аргументации, чтобы они могли добиться более качественных результатов в своей деятельности. Необходимой предпосылкой такого развития выступает правильное использование информации и понимание последствий действий. Также логика профессионального общения помогает людям понимать и принимать решения на основе логических доказательств и разумной аргументации.
В рамках профессионального общения происходит развитие ценностной сферы задействованных в нем личностей, формирование новых ценностей и личностных смыслов, самореализация человека как многогранной индивидуальности через активное профессиональное взаимодействие и сотворчество. Профессиональное общение обеспечивает преобразование и переосмысление личностно-профессионального опыта: специалист «присваивает» профессиональные ценности, реализует себя как уникальная творческая личность, приобщаясь к ценностям профессиональной среды. Необходимо отметить, что профессиональная среда способна аккумулировать личностные ценности, а затем превращать их в профессиональные.
Актуализация саморазвития в профессиональном общении осуществляется на основе следующих принципов:
- самостоятельность и добровольность, предполагающие выбор форм и содержания саморазвития самим профессионалом;
- учет и удовлетворение потребностей саморазвития (потребность в решении экзистенциальных проблем);
- гуманистическая опосредованность, базирующаяся на понимании того, что специалист – субъект собственного развития;
- проблемно-личностная направленность;
- самоопределение, обеспечивающее возможность реализоваться в профессиональной среде;
- диалогичность, гарантирующая равноценность субъектов профессионального общения.