Общая характеристика логики оценок и логики норм
Логика оценок и логика норм – это направления логики, занимающиеся исследованием разнообразных оценок, формулируемых с помощью абсолютных понятий «плохо», «хорошо», «безразлично» и сравнительных понятий «равноценно», «хуже», «лучше» (логика оценок) и логических связей нормативных высказываний, касающихся обязательного, разрешенного и запрещенного (логика норм, или деонтическая логика).
Этика занимается изучением моральных ценностей и норм. Этика – в отличие от, например, математики и физики – не является точной наукой. Неустойчивость мнений и разногласия по вопросам добра и зла, морально предосудительного и морально хорошего нередко вызывают мысли о том, что моральную жизнь вообще нельзя исследовать на научной основе. Многие философские направления даже не признают этику наукой. Проблема состоит в том, что язык, используемый для разговоров о долге и добре, принципиально отличается от научного и разговорного языков. Чтобы рассуждать об этическом нужен специфический язык, который не изобретен.
Интересно, что еще несколько веков назад мнение об этике было совершенно иным. Так, Б. Спиноза утверждал, что в этике возможно достижение самой высокой меры строгости и точности, и даже предпринял попытку построения этики по образцу геометрии. Близкой позиции придерживался и Д. Локк. Вообще традиция точной и строгой этики восходит еще к Сократу и Платону.
У проблемы возможностей научной этики имеется значимый логический аспект:
- можно ли рассуждать об обязательном и запрещенном, хорошем и плохом непротиворечиво и последовательно?
- можно ли в вопросах морали быть логичным?
- вытекают ли нормы и оценки из иных норм и оценок?
Логика должна ответить на эти вопросы, для чего требуется приложить ее к морали. Сравнительно недавно сформировалась логическая теория умозаключений с суждениями о добре и долге – логика оценок и логика норм. Она демонстрирует, что рассуждения о нормах и ценностях не выходят за сферу «логического», их можно успешно анализировать и описывать с помощью логических методов.
И нормативные, и оценочные рассуждения подчиняются общим логическим принципам. Кроме того, существуют специфические логические законы, которые учитывают своеобразие норм и оценок.
Законы логики оценок
Примеры законов логики оценок:
- ничто не может одновременно быть хорошим и плохим,
- ничто не может одновременно быть плохим и безразличным.
Наиболее интересны в логике оценок конкретизации закона непротиворечия для оценок:
- два логически несовместимых состояния не могут оба быть хорошими,
- два логически несовместимых состояния не могут оба быть плохими.
В качестве примеров несовместимых состояний можно указать сухую и дождливую погоду, болезнь и здоровье, честность и нечестность. В каждой паре справедливо, что если одно состояние трактуется как хорошее, то другое – как плохое. Здесь необходимо понимать, что два противоречащих состояния должны оцениваться с одной позиции, поскольку у всего есть достоинства и недостатки. Когда человек собирается идти на пляж, дождь его расстроит; после засушливых дней для сельского хозяйства дождь просто необходим. Логика указывает, что два противоположных состояния не могут одновременно быть хорошими для одного и того же человека в одном и том же отношении (в одном контексте).
Принципиально важно, что логика задает критерии «разумности» для системы оценок. В число таких критериев непременно включается требование непротиворечивости, прямо связанное со свойствами человеческих действий. Перед оценочным рассуждением стоит задача предоставления разумных оснований для деятельности. Противоречивые состояния не могут быть реализованы; соответственно, нельзя считать разумным рассуждение, которое предлагает выполнить невозможные действия.
Среди законов, связанных со сравнительными оценками, можно указать следующие:
- ничто не может быть хуже или лучше себя,
- два объекта, которые не хуже и не лучше друг друга, равноценны.
Эти законы самоочевидны. Они не характеризуют содержание оцениваемых объектов и их свойства и служат для раскрытия смыслов слов «хуже», «равноценно», «лучше».
Постоянные споры вызывает принцип переходности: «Если один объект лучше другого, а тот лучше третьего, то первый лучше третьего» (аналогично для «хуже»).
Пример: если человеку предлагают выбрать между увеличением продолжительности отпуска и сокращением рабочего дня, он выбирает сокращение рабочего дня. Далее ему предлагают выбрать между увеличением зарплаты и увеличением продолжительности отпуска – он выбирает увеличение отпуска. При этом не факт, что из увеличения зарплаты и сокращения рабочего дня он предпочтет сокращение рабочего дня.
Законы логики норм
К законам логики норм относятся такие положения:
- ни одно действие не может одновременно быть обязательным и запрещенным,
- безразличное действие не может быть в то же время обязательным или запрещенным.
Действует группа законов, касающихся связи между основными нормативными понятиями:
- действие считается обязательным, если запрещено воздержание от него,
- разрешены те действия, которые не запрещены,
- от запрещенных действий обязательно нужно воздерживаться.
Эти положения очевидны, особенно если переформулировать их в терминологии конкретных действий.
Реальные системы норм — особенно те из них, которые включают тысячи или даже десятки тысяч норм — обычно не вполне последовательны. В них тем или иным путем появляются нормы, одна из которых запрещает что-то, а другая разрешает это же самое или одна требует сделать что-то, а другая предписывает воздерживаться от этого. Существование таких систем с конфликтующими нормами не означает, конечно, что логика не должна требовать непротиворечивости нормативного рассуждения. В реальных научных теориях развитие тоже идет постепенно, путем постоянной перестройки и расширения. Новое в этих теориях иногда оказывается не совместимым со старым. Непоследовательность и прямая противоречивость теорий не считаются основанием для отказа от логического требования непротиворечивости. Противоречивость многих существующих систем норм также не означает, что от них не следует требовать логической последовательности и непротиворечивости.