Сравнительная характеристика логики и интуиции
Логика и интуиция – это два взаимодополняющих и взаимоусиливающих альтернативных механизма мышления.
Вся человеческая деятельность управляется мозгом, точнее, его двумя полушариями. В упрощенном виде можно сказать, что:
- левое полушарие отвечает за логическое мышление;
- правое полушарие отвечает за творчество, креативность, интуицию и эмоции.
На самом деле как за творческое, так и за логическое мышление отвечают одновременно оба полушария, просто в разной степени. Так, при осуществлении логических операций более вовлеченным является левое полушарие, но правое поддерживает его. Точно так же в случае с креативностью: хотя доминирует правое полушарие, левое тоже участвует в процессе.
Исследования показали, что у современных людей больше работает левое полушарие. Это объясняется как образом жизни, так и распространенной системой образования, более ориентированной на логику и рационализм. Что касается развития правого полушария, в частности, интуиции – полезными могут быть всевозможные техники и методики.
Многие виды деятельности предусматривают взаимодействие логических стратегий с интуитивными механизмами, поэтому противопоставлять логику и интуицию, рассудок и предчувствие не совсем правильно. Нередко интуитивное озарение следует за длительным периодом рациональных рассуждений. Индивид может интуитивно выбирать само русло для логически стройных рассуждений. Мощь человеческой психики обусловлена как раз тем, что в тесном единстве сосуществует взаимодополняющие формы отражения реальности:
- память,
- воображение,
- различные уровни мышления.
При сравнении логического и интуитивного мышления можно выделить ряд различий:
- функция логического мышления – трансляция уже полученных знаний;
- функция интуитивного мышления – получение нового знания;
- переход к новому знанию при интуитивном мышлении осуществляется через озарение («инсайт»);
- логическое мышление обеспечивает плавный переход от имеющихся знаний к новым;
- интуитивное мышление как процесс неосознаваемо и слито с самими действиями;
- процесс логического мышления осознанный, отделенный от своего продукта, способы действия при нем выделяются, превращаясь в операции, которые можно применить ко множеству подобных объектов;
- ключевой объект логического мышления – знаковые системы.
Логика и интуиция в творческом решении задач
Многие люди, в том числе психологи, воспринимают научное творчество и интуицию как неразрывно связанные явления. Это представление своим происхождением в значительной степени обязано ученым, которые описывали свои переживания творческих актов. Многие исследователи были удивлены и заинтригованы внезапными озарениями по занимавшим их проблемам, которые, как казалось, не зависели от сознательной работы. На основе анализа многочисленных воспоминаний в 1926 г. Г. Уоллас разработал теорию творческого решения изобретательских (и научных) задач. В соответствии с этой теорией, в рамках решения задачи выделяются четыре стадии:
- стадия подготовки, на которой исследователь сознательно изучает условия решаемой задачи, выдвигает и проверяет разные версии по стратегии и тактике решения. Основой этой деятельности выступают имеющиеся знания и знакомые приемы, которые ранее уже успешно применялись в похожих ситуациях. Если этого оказывается достаточно для того, чтобы найти решение, то такую задачу (как и процесс ее решения) не считают творческими – они являются модификацией уже известного материала и способов его обработки. Если же результат не достигнут, осуществляется переход процесса на следующую стадию;
- стадия инкубации, на которой нужное решение неконтролируемо вызревает в сознании. Со стороны это выглядит, как будто исследователь отложил в сторону проблему и переключился на другие дела, но на самом деле его бессознательное продолжает соединять и перегруппировывать идеи. Этот неосознаваемый мыслительный процесс в конце концов приводит к озарению;
- стадия озарения, на которой в сознание допускается комбинация, потенциально полезная для решения задачи;
- стадия верификации, на которой найденное решение проверяется на соответствие критериям рациональности и логики, а также восстанавливается (или конструируется) цепь возможных рассуждений для обоснования правомерности полученных выводов перед другими людьми.
Озарение, которое следует за инкубацией, и есть интуиция, состоящая в непосредственном усмотрении истины без, казалось бы, всяческого логического обоснования. Для исследователя решение выступает именно таким – непонятно откуда берущимся, поскольку сознание получает готовый результат, а пути его достижения скрываются в глубинах психики.
А. Кестлер, пытаясь объяснить феномен озарения, разработал теорию бисоциации. По его мнению, продуктивное мышление строится на механизме соединения двух разнородных, далеких идей, которые относятся к разным областям опыта или знания. В этом заключается его отличие от репродуктивного мышления, базирующегося на объединении или ассоциации близких, сходных элементов опыта. Работа бессознательного – это как раз и есть бисоциация, т.е. образование новых комбинаций идей. Затем бессознательное фильтрует получившиеся комбинации и допускает потенциально полезные в сознание в виде озарения.
Появление знаний у нас происходит с помощью наблюдения:
- мы собираем факты,
- факты накапливаются в памяти,
- факты располагаются в порядке, диктуемом рациональным мышлением.
В некоторых случаях этого хватает, чтобы получить приемлемое решение. Но если сознательный процесс рассуждений и умозаключений не приводит к образованию гармоничной картины, сознание отходит в сторону и дает свободу фантазии. Воображение, будучи раскрепощено, управляет формирование огромного количества ассоциаций, похожих на сны. Обыденный интеллект может отвергнуть их как явную бессмыслицу. Но некоторые из созданных фантазией мозаичных картин настолько приближаются к реальности, что выталкиваются в сознание и вызывают прозрение.