Общие черты логики стран Древнего Востока
Для представителей западной ментальности мир Востока тяжело поддается объяснению, представляется бездной тайных троп мудрости и неразрешимых загадок. Хотя Древняя Индия и Древний Китай в культурном смысле существенно различаются, они, безусловно, попадают под сходные категории ментального развития. Среди общих черт восточного мышления можно указать:
- интровертность. Восток в духовном отношении стремится не к расширению, а к углублению;
- природоориентированность. Восточная мудрость строится на стремлении к гармонии с окружающим миром, при этом антропоцентризм минимален, человек старается установить духовный баланс;
- иррациональность. Логика нелинейного типа, развито абстрактное мышление и интуитивность;
- первостепенность метафизического. В восточном мышлении любое деяние (даже повседневно-бытовое) неизменно сопровождается стремлением к гармонии внешнего и внутреннего. Восток все события трактует с позиции универсума.
Логика и аргументация в Древней Индии
Древнеиндийская логика развивалась в рамках философского знания, а не как самостоятельная наука. Древнейшими памятниками индийской культуры являются Веды – сборники религиозных гимнов, созданные в XII-VII веках до н. э. В ведических текстах не только изложены религиозные представления о действительности, но и содержатся философские взгляды на мир, в том числе на человека и его мышление. Зачатки философского мышления можно увидеть уже в Ригведе, а в Упанишадах (философско-религиозных комментариях брахманов к ведическим гимнам) описываются:
- индивидуальные мысли и их связь со словами,
- возможности познания,
- типы психической и умственной деятельности.
Разработкой логики в Индии занимались философские буддийские школы, которых насчитывалось около 30:
- Ранняя буддийская логика (VI-V вв. до н. э. - II в. до н. э.) изучала виды речи в аспекте места, где эта речь произносилась. Пристальное внимание уделялось тому, чтобы речь была проста, естественна, ясна и последовательна, не допускала неправильного восприятия и толкования. Буддийская логика занималась правилами риторики, исследовала логическую сторону речи. Индийские логики выделяли в споре два элемента: что доказывается и как доказывается, в доказательстве – до восьми элементов, в силлогизме – семь или десять элементов.
Дальнейшее развитие логика получила к школах вайшешика (VI-V вв. до н. э.) и ньяя (III в. до н. э.). В теории познания вайшешика указывается по четыре рода истинного и ложного познания. В ньяя разрабатывались логические проблемы познания вне их связи с практикой конкретных дискуссий и споров. Много внимания уделялось средствам достоверного, надежного познания, логического анализа. Во втором периоде логических школ вайшешика и ньяя (III-V вв. н. э.) появляется теория умозаключения. Представители этих школ разработали:
- умозаключение по аналогии,
- ход мысли от предшествующего к последующему (от огня к дыму),
- ход мысли от последующего к предшествующему (от дождя к скоплению облаков).
Представители школы миманса (возникла в IV в. до н.э.) утверждали, что теория познания позволяет постичь базовые метафизические понятия, а также достичь правильного понимания сути вещей.
- Материалистическая школа чарваков (на основе учения школы локаяты) исследовала вопросы логики и гносеологии, считая единственным источником истинного познание ощущение и восприятие (все прочие источники познания признавались сомнительными).
Логика и аргументация в Древнем Китае
Китайский тип теоретизирования отличается самобытностью, непривычностью для европейцев, что стало причиной формирования ряда философско-исторических стереотипов. Одним из таких стереотипов, уже постепенно преодолеваемых, является мнение об отсутствии в Древнем Китае строгих представлений о формах умозаключений, отделенных от теории познания. Китайский тип рациональности нередко характеризуют как протонауку и противопоставляют европейскому аналитическому типу мышления. Разница в мышлении обусловлена, в том числе, различиями в характере письма:
- в китайском письме каждый иероглиф – это законченное цельное понятие, что сдерживает разработку абстрактных категорий;
- на западе используется алфавитное письмо, позволяющее конструировать понятия из отдельных букв, что стимулирует развитие аналитического мышления и логико-философских терминов.
Европоцентристское отрицание наличия в древнекитайской культуре логического знания связано с современной определенной трактовкой логики как формальной дисциплины. Именно такой подход преобладает в западной научной литературе. Однако трансформации, произошедшие в ходе развития логики как науки (в том числе возникновение неклассической логики) и приведшие к возникновению многообразия логических исчислений, привели к серьезному пересмотру понимания границ логического, а также способов и форм аргументации и рассуждения.
К самым ранним работам, содержащим понятийное истолкование человека и мира в Древнем Китае, относят:
- «Книгу перемен» (XII-XI вв. до н. э.);
- «Книгу песен» (IX-VI вв. до н. э.).
Подлинное начало древнекитайской философской мысли относится к эпохе Весны и Осени (Чуньцю) или Отдельных государств (Лего), продолжавшейся с VIII по V вв. до н. э., а вершиной развития считается период Сражающихся царств (Чжаньго), датируемые V-III вв. до н. э.
В период Чжаньго ярче всего появляется различие между древнекитайской и древнеиндийской интеллектуальной мыслью, нормами мышления и способами аргументации. При этом китайская философия обходилась без развитой логики и онтологии. Теоретическая рефлексия в Китае была сильнее ориентирована вовне. Институт спора развивался на фундаменте такой прикладной области, как «убеждение» («шуй»). Первоначально оно имело вид поучения, содержавшегося в назидательных речах, с которыми советники обращались к правителю с призванием уважать ритуальные нормы и соблюдать традицию.