Общая характеристика английской схоластики XIV века
Квантификация и «свободные логики» в английской схоластике XIV века – это подходы к сведению качественных характеристик к количественным, а также предпосылки появления логик, свободных от экзистенциальных допущений, сформулированные представителями английской схоластики.
Английская схоластика XIV века представляет собой период развития медиевальной философии в Англии. Она была частью более широкой европейской схоластики.
Одной из основных тем английской схоластики была проблема отношения между верой и разумом. Философы и теологи этого периода стремились объединить религиозные доктрины с логическими аргументами и научными знаниями. Они также занимались изучением логики, метафизики, этики и теологии.
Ярким представителем английской схоластики был Уильям Оккам, который разработал принцип «оккамовской бритвы», утверждающий, что не следует делать ненужных предположений, и что простые объяснения предпочтительнее сложных.
Другой представитель английской схоластики - Джон Уиклиф был религиозным реформатором, который критиковал католическую церковь за ее богатство и власть. Выступал за обеспечение населения Библией на понятном языке. Он также был одним из первых, кто начал переводить Библию на английский язык. В 1382 году он завершил перевод на среднеанглийский язык Вульгаты, теперь известный как Библия Уиклифа. Он перевел Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна; возможно также, что он перевел весь Новый Завет. Его сотрудниками был переведен Ветхий Завет. Библия Уиклифа была завершена к 1384 году.
Английская схоластика XIV века оказала значительное влияние на развитие философии и теологии в Европе. Ее идеи и методы продолжают влиять на современную мысль и исследования.
Суппозиция и сигнификация в трудах У. Оккама
В 1960-е годы сложилась традиция аналитической реконструкции логики Средневековья, ориентированная не только на объяснение схоластических теорий в рамках их исходной терминологии, но и на попытку установить понимание путем сближения с современными семантическими теориями. Отношение исследователей к этой традиции двоякое:
- одни подвергают его критике,
- другие считают плодотворным.
Рассматривая суппозицию и сигнификацию в трудах У. Оккама, необходимо отметить, что к основным свойствам терминов в тот период относили:
- сигнификацию,
- суппозицию,
- именование,
- расширение,
- ограничение,
- связывание и др.
В XII веке теория суппозиции имела значение в первую очередь как инструмент устранения двусмысленностей и ошибок, софистических опровержений и логических паралогизмов. К XIV веку ее роль меняется, на первое место выходят вопросы экспликации онтологических обязательств и установления условий истинности. Сигнификацию связывали с функционированием терминов как знаков вне контекста предложения и конкретного применения. Суппозицию рассматривали через зависимость от пропозиционального контекста и использование термина в роли субъекта и предиката; в то же время признавали ее зависимость от сигнификации. В первую очередь, сигнификация представала как свойство категорематических терминов иметь собственные значения, не зависящие от контекста предложения; а суппозиция определялась через контекст предложения, задающий употребление синкатегорематических терминов.
У. Оккам в первой главе труда «Summa Logicae» следует предложенному Аристотелем делению терминов на три категории:
- звукосочетания – термины устной речи,
- термины письменной речи,
- ментальные термины (концепты, интенции и претерпевания души).
Критерий отнесения термина к конкретному типу – его материальное выражение. Термины устной речи произносятся голосом, термины письменной речи записываются на некоторых «телесных материалах», а ментальные термины существуют только в уме. Хотя ментальные термины не могут быть выражены, им субординируются слова, которые выразить можно. В связи с этим Оккам фокусирует внимание на подчиненности знаков устной и письменной речи концептам при первоочередной сигнификации не знаков ментального языка, а тех же реальных вещей, сигнифицирующих подчиненные им объекты.
В этом контексте можно утверждать, что отношение подчинения (субординация) выступает иерархическим отношением между типами обозначений, не носящим семантической нагрузки.
Так, например, написанное слово «кошка» субординировано произнесенному «кошка», которое, в свою очередь, субординировано концепту.
Важно, что написанные слова сигнифицируют не произнесенные слова, а реальные объекты.
Термин «знак» У. Оккам рассматривает в двух смыслах:
- через интерпретацию его как естественного по природе; знак как все то, что, будучи познанным, приводит к познанию чего-либо иного;
- через отсылку к обозначению того, что приводит к познанию «чего-либо иного». Здесь знак служит для того, чтобы добавить что-то в высказывание. В этом варианте знак и слово уже не обладают природной «естественностью».
Учение Оккама об условиях истинности категорических предложений
В большой степени подход У. Оккама к установлению условий истинности мотивирован онтологическими интересами.
Онтология У. Оккама предполагает реальное существование только индивидуальных субстанций, что ведет к отказу от интерпретации предикации как тождества (identity theory of predication) и предикации как присущности (inherence theory of predication). Однако помимо онтологии, на логические взгляды У. Оккама по вопросу истинности предложений также влияла теология и интерес к определению истинностного значения «сложных» случаев предложений.
Применительно к предложениям о вымышленных объектах, наряду с негативными и ложными предложениями можно говорить о наличии «пустой» суппозиции терминов. Это становится одним из аргументов в пользу интенсионального понимания теории суппозиции и отказа от классического сближения суппозиции и референции. Если в утвердительном предложении экстремумы должны обладать суппозицией, она не должна быть исключительно персональной (персональной суппозицией, согласно У. Оккаму, термины, отсылающие к вымышленным объектам, обладать не могут), а может быть простой или материальной.
У. Оккам был одним из самых известных и влиятельных авторов начала XIV века, отказавшихся от концепции интенционального присутствия.