Общая характеристика картезианства
Картезианская логика – это направление, идеи которого восходят к Рене Декарту (название происходит от латинизированного имени Декарта – Cartesius).
В основе картезианской картины мира лежит последовательный механицизм. Предполагается, что принципы механики и начала самой природы тождественны. В Античности и Средневековье признавался приоритет естественного природного бытия перед вещами искусственными, создаваемыми человеком. У Декарта он сменяется фактическим тождеством. По сути дела, они различаются только количественно. Рене Декарт считал, что в природе «трубки, пружины и иного рода инструменты» более мелкие, чем в технике, они не видимы глазу и вынуждают ум прилагать усилия для их обнаружения. Итак, картезианский механицизм основывается в первую очередь на:
- рационализме,
- дуализме в онтологии (две субстанции – протяженная, res extensa, и мыслящая, res cogitans) и в учении о познании (для достижения достоверности нужны ясные, claires, и отчетливые, distinctes, представления ума, а не показания органов внешних чувств).
Рене Декарт конструирует мир machina mundi, по механическим и геометрическим законам, таким же, как для технических устройств.
Картезианская система имеет принципиальное отличие от атомистического механицизма: в ней отсутствует пустота. Протяженная материя предстает бесконечно делимой и протяженной. Передача движения осуществляется путем механических соударений между телами, причем последовательность таких соударений замыкается в «вихрь» (круг). Любая разновидность движений сводится к перемещению, а конечным его источником выступает Творец.
Основатель картезианства сформулировал рационально ясные аксиомы, которые отстаивал до конца, даже если эмпирические аргументы заставляли сомневаться в их правильности. Итак, явления природы объяснялись:
- движением,
- величиной,
- фигурой,
- расположением частиц материи.
Картезианский мир единообразен и внутренне прост. Картезианский разум (ум) прост и универсален. Он рассматривается как «здравомыслие» и действует по общим правилам во всей природе (исключение – сверхъестественный мир). Сила человеческого разума заключена в подобии божественному разуму, ибо сам Бог вложил его и выступает гарантом истинности результата применения.
Картезианство – это уникальный синтез новаторства и традиции, отвечавший запросам своего времени. В тот период рождалась новая наука, в которой на смену традиционной, идущей от Аристотеля картине мира с птолемеевской геоцентрической космологией пришла механистически устроенная бесконечная Вселенная. Рене Декарт был первым и одним из самых выдающихся реформаторов-рационалистов. Поэтому все картезианцы – и основатель направления, и его последователи – так или иначе вступали в полемику с философией сенсуализма и эмпиризма, отстаивая верховенство разума как инструмента познания.
Правила научного метода познания в картезианской логике
Одним из интереснейших трактатов Рене Декарта в области логики является «Рассуждение о методе». Во второй части труда выдвигаются четыре базовых правила, характеризующих научный метод познания:
- первое правило указывает, что за истинное должно приниматься только то, что с очевидностью признается таковым. Это значит, что в суждения должны включаться лишь ясные сведения, которые не могут быть подвергнуты сомнению. Недопустимо проявлять поспешность и предубеждения. Позднее Декарт писал, что люди обладают двумя актами разумения, неспособными ввести в заблуждение: интуицией (ясным представлением) и дедукцией (выводом одних вещей из других). Здесь следует указать, что у рационалистов своеобразное понимание интуиции. Речь идет не об обманчивом суждении воображения, а о непосредственном воззрении ума, т.е. о твердом и отчетливом представлении, рождающемся во внимательном здоровом уме. Интуиция проще дедукции и благодаря этому вернее. Посредством интуиции любой человек может установить различные истины – например, что у шара единая поверхность, а треугольники ограничиваются тремя линиями. Декарт был первым, выдвинувшим признак отчетливости и ясности на роль критерия истины. По его мнению, субъективное свойство мышления должно обеспечивать объективную истину;
- второе правило устанавливает, что все разбираемые проблемы (трудности) необходимо дробить на максимально возможное количество частей. Это правило закладывает основы понимания анализа и синтеза. Анализ, с точки зрения Декарта, трактуется несколько иначе, чем в традиционной логике. Если традиционная логика характеризует анализ через деление понятий по объему, то в картезианской предполагается оперирование содержанием понятий;
- третье правило требует выстраивать мысли по порядку от простых предметов по восходящей к более сложным. При этом предполагается существования порядка даже между такими предметами, которые не предшествуют друг другу естественным образом;
- четвертое правило призывает делать обзоры и перечни настолько общими и полными, чтобы быть уверенным, что ничего не было упущено. Речь идет об индукции в понимании Декарта. Если индукция опирается на опыт, в каждой области она дает полный перечень входящих в нее предметов.
Итак, в качестве основных путей отыскания истины Декарт рассматривает интуицию, дедукцию и индукцию. Им рассматриваются еще два приема – сравнение и аналогия. Сравнение нельзя ставить рядом с дедукцией и индукцией. Сравнение — универсальный прием, или операция; применение и дедукции и индукции в конце концов основывается на сравнении. Характеризуя акт сравнения, Декарт высказывает фундаментальную мысль о том, что всякая дедукция опирается на отождествление в том или ином отношении сравниваемых в умозаключении объектов.
Итак, сам Декарт не оставил системы логики в виде раскрытия логических положений по всем ее разделам. Это сделали его ученики и последователи.