Автор – это создатель словесно-художественного произведения.
Суть и предназначение автора
Автор как субъект действия в сфере искусствоведения имеет несколько значений:
- Во-первых, автор – это творец художественного произведения, реальное лицо с определенной биографией, судьбой, комплексом индивидуальных качеств;
- Во-вторых, образ автора, который локализован в художественном тексте. То есть это изображение скульптором, живописцем, писателем, режиссером самого себя;
- В-третьих, автор – это творец, который присутствует в своем творении как в целом, имманентный произведению. В этом значении слова автор определенным образом подает реальность и освещает ее, осмысливает, оценивает явления бытия, проявляя себя в роли субъекта художественной деятельности.
Авторская субъективность организует художественное произведение и порождает его художественность целостность. Она является универсальной, неотъемлемой, важнейшей гранью искусства вместе с его познавательными и собственно эстетическими началами. Так называемый «дух авторства» не только присутствует, он доминирует во всех формах художественной деятельности: и в случае индивидуального творчества, и в случае группового, коллективного творчества, и в случаях, когда автор назвать, но его имя утаено (псевдоним, анонимность, мистификация).
Суть автора, его предназначение обусловлены отстраненностью его как от мира вымышленного, так и от реальности, присущей этому миру. Относительно этого убеждения, прежде всего автор противопоставляется с героем. Но одновременно с этим автор, являясь производителем вымышленной художественной действительности, ступенью, которая ответственна за органичный мир сочинения, должен быть отдален от персонажей, задействованных в произведении и от своей индивидуальности.
Периоды и течения меняются в истории трактовки понятия авторства:
- В период античности и средневековья существовала теория неразделенности автора с исполнителем. Такая дуалистическая личность является неким посредником, соединяющим творческую силу и читателя;
- В период предромантизма и романтизма доминирует идея гения, которая отождествляет авторскую личность, соединяющую индивидуальную и творческо-эстетическую сущность, гению-творцу, подобного Богу. Произведение, в котором отображается концепция гения является одной из возможных воплощений личных творческих способностей автора;
- В классическом реализме и постреалистических течения конца 19 – начала 21 вв. преобладает идея имманентного авторства, предусматривающая потребность читателя в реконструкции целостности художественной воли, являющейся частью структуры эстетического пространства, ею созданного.
Перечисленные периоды и концепции понятия авторства, характерные им, связаны между собой общими подходами. Это обусловило возникновение теории М. М. Бахтина о «внежизненной активности автора-творца». Внежизненная активность автора по отношению к своему герою, интерес к нему являются аналогичными отношениям Бога-творца и человека. Это объясняется тем, что внутри жизни не видны ни семантические, ни действительные ее итоги. Ограничить пространственные рамки текста, очертить границы жизни персонажа и этим охватить мир словесно-художественного произведения возможно лишь снаружи, при полном сознании жизненных итогов. Соответственно выводам, сделанным Бахтиным, вненаходимость – это важное условие для обобщения контекста, который состоит из окружений разных персонажей. При этом вненаходимость не отрицает вчувствования.
Вчувствование – это процесс, когда автор, являющийся творцом, проникается жизнью своих героев, и это не связано с чувствами автора – человека.
Также совместимы биографии автора и персонажа, однако слияние автора-человека и автора-творца не допускается.
Исторические судьбы авторства
На разных этапах культуры художническая субъективность выступает в различных обликах. В исторически ранней письменности и фольклоре авторство преимущественно было коллективным, а индивидуальный компонент, как правило, оставался анонимным. В тех случаях, когда имя соотносилось с именем автора, но в данном случае им выражало идею авторитета, а не авторства.
Уже в искусстве Древней Греции стало проявляться индивидуально-авторское начало. Об этом свидетельствуют трагедии Софокла, Эсхила и Еврипида. Индивидуальное, открыто заявляемое авторство в дальнейшем все более активно проявлялось и в эпоху Нового времени возобладало над анонимностью и коллективностью.
Вместе с этим на протяжении целого ряда столетий, вплоть до 18 века, когда нормативная эстетика классицизма была чрезвычайно влиятельной, творческая инициатива писателей и других деятелей искусства была ограничена и в достаточно большой степени скована нормами и канонами уже сформировавшихся стилей и жанров. Литературное сознание в этот период было традиционалистским, ориентировалось на нормативную поэтику и риторику, на уже имеющиеся образцы и «готовое» слово.
На протяжении последних двух столетий характер авторства претерпел существенные изменения. Ключевую роль в этом сдвиге сыграла эстетика сентиментализма и особенно романтизма, сильно потеснившая и даже отодвинувшая в прошлое принципы традиционализма. То есть центральным персонажем литературного процесса теперь стало не произведение, которое подчинялось канону, а его творец, а центральной категорией поэтики стал не жанр или стиль, а автора.
Если до 19 века автор больше представительствовал от лица жанровой и стилевой авторитетной традиции, то теперь он может смело и настойчиво демонстрировать свою творческую свободу. При этом авторская субъективность активизируется и приобретает новое качество, становится индивидуально-инициативной, многоплановой, личностной. Теперь художественное творчество осознается в первую очередь как воплощение «духа авторства».