Повествовательные прозаические жанры делятся на два вида:
- новелла (в русской интерпретации «рассказ») – представляет собой малую форму прозаического произведения;
- роман – большая форма прозаического произведения.
В русской терминологии есть свое название для средней формы прозаического произведения – повесть.
Новелла
Размер является важным показателем в классификации литературных произведений. От размера произведения зависит то, как автор распределит сюжет, как будет вводить новых персонажей.
Новелла имеет простую фабулу, в новелле чаще всего представлена одна единственная повествовательная нить. Новелла в большей степени имеет повествовательный элемент, а не диалогический, поэтому в ней гораздо большую роль играет сказовый момент.
Это выражается в присутствии рассказчика в самой новелле. Разработка сказовой манеры выражается в выработке специфического языка, который характеризует самого рассказчика. Однако существует и большое количество новелл, в которых рассказчик отсутствует.
Кроме фабульных новелл есть не фабульные новеллы. В таких новеллах нет причинно-временной зависимости между мотивами. Основным признаком бесфабульной новеллы является то, что ее можно поделить на части, затем эти чести можно переставить, однако общий ход произведения не изменится, примером такой новеллы является «Жалобная книга» Чехова.
Главными элементами новеллы являются повествование и описание. Новелла часто отталкивается от драматических приемов, таким образом получается так что новелла является сокращенным в диалогах и дополненным в описаниях рассказом о драме. Но не стоит забывать, что фабула новеллы всегда проще чем фабула драмы.
В разные эпохи прослеживается тенденция к объединению новелл в циклы, например, «Книга Калилы и Димны», «Сказки 1001 ночи», «Декамерон» и т.п. Эти циклы были не простыми, они были объединены некоторым связующим мотивом.
Когда сближение новелл становится слишком тесным весь этот цикл может превратиться в более крупное повествовательное прозаическое произведение – роман. Например, произведение Лермонтова «Герой нашего времени» стоит на границе между циклом новелл и романом, новеллы объедены наличием главного героя, каждая новелла имеет свой самостоятельный интерес.
Использование единого героя в новеллах является досочно привычным способом их объединения. Но этого не совсем достаточно что бы превратить цикл новелл в роман. Обычно новеллы, которые объединены в один роман имеют не только общего главного героя, но и других действующих лиц, которые кочуют из одной новеллы в другую. Для того, чтобы цикл новелл стал романом, необходимо нарушить их независимость, то есть их существование вне романа должно быть бессмысленным.
Таким образом новелла может иметь два значения: во-первых, как самостоятельное литературное произведение, во-вторых новелла может быть частью романа, одной из его сюжетных линяний.
Роман
Роман как крупная повествовательная форма представляет собой несколько новелл, связанных воедино. Для того, чтобы связать несколько новелл необходим один герой, и изложение событий в хронологическом порядке. В таком случае конец одной новеллы является началом для другой. В промежуточных новеллах мы видим отсутствие экспозиции и незаверенную развязку.
Для поступательного движения в романе, необходимо что бы в каждой новой новелле тематический материал становился объемнее, например, приключения героя могут становится все труднее и труднее. Роман, который имеет такое построение носит название ступенчатый или цепной.
Для такого романа так же характерно:
- ложная развязка (та что дана в промежуточной новелле, но чаще всего она неверно истолковывается и впереди еще будет настоящая развязка)
- мотивы-тайны (то есть в новелле есть мотивы роль, которых в романе пока не ясна, но в дальнейшем мы видим, как эти тайны раскрываются)
- вводные мотивы (эти мотивы требуют новеллистического наполнения, таковы мотивы путешествия, преследований.
Другой разновидностью романического построения является кольцевое построение. Одна обрамляющая новелла постепенно расширяется. Ее изложение идет по ходу всего романа. В основную новеллу в качестве эпизодов внедряются другие новеллы. В таком построении новеллы чаще всего не равноправны и не последовательны. Примером такого романа является произведение Жюля Верна «Завещание чудака».
Третий тип романического построения – это параллельное построение. Персонажи группируются в несколько групп, каждая группа связана определённой судьбой. Повествование в данном случае ведется многопланово. Сначала излагаются события одного плана, затем события другого плана, затем герои из одного плана переходят в другой, так ж поступают и мотивы. Таким образом в произведении мы видим описание нескольких новелл, которые пересекаются, скрещиваются и сливаются друг с другом. Примерами такого романа является работы Л. Н. Толстого «Анна Каренина», «Война и мир».
Так как роман состоит из совокупности новелл, то для романа недостаточна обычная новеллистическая развязка или концовка. Конец романа должен быть более значительным чем конец простой новеллы.
Существуют различные системы концовок для замыкания романа:
- традиционное положение
- развязка обрамляющей (кольцевой) новеллы
- развязка при ступенчатом построении
- прием эпилога
Традиционным положением развязки роман может стать, например, женитьбы героев, или гибель героев. Иногда для осуществления такой развязки внедряются эпизодические лица, неиграющие серьезную роль в романе, но связанные с его фабулой.
В том случае если роман построен по принципу кольцевой новеллы, то достаточно развязки непосредственно основной новеллы.
При ступенчатом построении заключительная новелла должна отличаться от остальных. Если в романе речь идет о приключениях, то последняя новелла должна положить конец этим приключениям.
Для крупных романов развязкой является прием эпилога. В таких масштабных произведениях развязка обычно скомкивается. В начале романа идет долгое описание обстоятельств жизни героя за небольшой промежуток времени, затем в эпилоге мы видим изложение тех событий, которые произошли за несколько десятков лет.