Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Жанры литературы клириков

Определение 1

Клерикальная литература – это церковная литература, основанная на господстве профессионального духовенства – клира.

Эпоху средневековья нельзя рассматривать в отрыве от христианской культуры, поскольку Церковь в то время становится инициатором и цензором целого ряда культурных и социальных процессов.

Зарождение христианства произошло в Палестине в I веке нашей эры, но уже к IV веку эта религия становится государственной в Римской империи. Великое переселение народов (IV - VII в.), когда к завоеванию новых земель устремились десятки племен, послужило катализатором угасания Римской цивилизации. Поэтому формирование средневековой культуры происходило в условиях столкновения двух диаметрально противоположных культур – варварской и античной. Этот противоречивый процесс, обусловленный, с одной стороны, разрушением древнейших городов и утратой величайших достижений культуры античности, с другой способствовал слиянию уходящий римской и дикой варварской культур.

Замечание 1

Таким образом, культура средневековья – это продукт сложного взаимодействия христианства, варварской культуры и античных традиций.

Поэтому, наряду с народной поэзией, развивается такой жанр, как клерикальная литература. Этот жанр культивируется во всех европейских странах, так как образование в эпоху средневековья являлся прерогативой духовенства, а те, кому доводилось его получать, проходили обучение в монастырях или епископских школах.

В целом, все жанры клерикальной литературы можно разделить на четыре большие подгруппы в зависимости от адресата:

  • литургическая поэзия,
  • дидактика,
  • агиография,
  • аллегорическая поэзия.

Литургическая поэзия

Самой богатой страницей средневековой литературы принято считать литургическую поэзию. Гимнографическое творчество попало в благоприятную среду – вплоть до XVI в. общеобязательного чинопоследования богослужения не существовало, что позволяло любой местной церкви украсить мессу собственными вставками. Все это поспособствовало тому, что иногда все богослужение перекладывалось на ритмические стихи со сложными рифмами. Такие службы особенно были в моде в XIII в. Но даже там, где отсутствовали подобные крайности, литургическая служба все равно требовала создание гимнов на каждый церковный праздник или день памяти того или иного святого. Праздничные гимны должны были стать вариацией достаточно узкого края мотивов и образов. Славословия святым были куда разнообразнее по своему содержанию, но более единообразны по форме и имели четкую структуру: вступление, панегирик, фрагменты из жития, молитва о заступничестве и исповедание символа веры.

« Жанры литературы клириков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Наряду с гимнографическим творчеством развивается и литургическая драма. Первоначально она представляла собой диалоги из фраз Священного Писания, переходящие затем в сценки и даже целые пьесы на библейские сюжеты, которые устраивали возле алтаря певчие или духовенство. Но затем усиление зрелищности драмы, привело к тому, что Церковь была вынуждена вывести этот жанр за пределы храма, а потом и вовсе на городскую площадь, а сама литургическая драма послужила основанием для становления городского театра в эпоху средневековья.

Агиография

Особой популярностью пользовался другой жанр клерикальной литературы, находящийся на стыке литургического и дидактического жанров – агиография – церковная литература, которая ставила своей целью описание житий святых. Эти жития выступали как в качестве панегириков святым, читаемых в дни их памяти, так и в качестве назидательного чтения, которое было направлено на вразумление верующих. Изначально материал для житийной литературы имел историческую подоплеку: в основе лежали акты мученичеств святых, а также свидетельства их современников. Но для дидактических целей историческая достоверность не имела особого смысла, поэтому она достаточно быстро ушла из этого жанра. Так, к Х веку формируется канон агиографической литературы: стойкость главного героя, его непоколебимый дух, традиционный ряд добродетелей, постоянные восхваления. Вся жизнь святого представляла единый нравственный урок и принуждала читателя проникнуться идеалом праведной жизни. Другой характерной чертой агиографии стал мотив чуда. Истории о чудесных исцелениях, которые совершали святые или их мощи, отвечали как общественным вкусам, так и монастырским – в монастыри стекались толпы паломников, жаждущих поклонения останкам праведников.

Замечание 2

Колоссальная популярность этого жанра привела к тому, что жития стали собирать в отдельные сборники, наиболее известным из которых стал свод жизнеописаний святых Якова Ворагинского «Золотая легенда» (XIII в).

Проповеди

К дидактическим жанрам относят и проповеди, а также изречения нравоучительного характера, заимствованные из Священного Писания или античных поэтов – сентенции. Как и жития, сентенции нередко собирали в специальные сборники, которые представляли собой своего рода учебники житейской мудрости. Проповедь же стала наиболее массовым жанром литературы средневековья, поскольку была максимально близка реальной жизни и говорила о событиях окружающей действительности. Тем не менее, проповедь уверенно соответствовала древним образцам, несмотря на то, что между поучением на латинском языке, обращенной к духовенству, и проповедью, обращенной к мирянам на их языке, существовала огромная разница.

Замечание 3

Еще один жанр дидактической литературы – зерцало – краткое собрание материалов по любой науке.

Клерикальная лирика

Совсем иначе обстояли дела с клерикальной лирикой, истоки которой взяли свое начало у вагантов. Их произведения были адресованы образованной части средневекового общества, его элите, которая являлась ценителем поэтического искусства. Основателями поэзии вагантов стали бродячие клирики – люди образованные, независимые, которые не смогли найти свое место в церковной иерархии и потому необеспеченные материально. Такое общественное положение авторов способствовало выработке единства их лирики – тематического и стилистического.

Лирика вагантов, как и практически вся литература эпохи средневековья, опиралась на христианские и античные традиции. Ваганты создавали аллегорические поэмы, религиозные песнопения, но данной тематике было отведено в их творчестве незначительное место. Куда большее внимание они уделяли произведениям, воспевающим чувственную любовь или обличающим пороки церковной структуры.

В целом, можно сделать вывод о том, что клерикальная поэзия эпохи средневековья – уникальное явление, явившее собой настоящий сплав специфических черт различных культур.

Дата последнего обновления статьи: 21.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot