Трубадуры – это средневековые поэты-музыканты.
Возникновение и особенности лирики трубадуров
В 11-12 вв. на юге Франции. В Провансе, возник южнофранцузский вариант куртуазной культуры. Создателями новой культуры стали поэты, которые назвали себя трубадурами, то есть изобретателями. Трубадуры – очень пестрая публика: клирики, горожане, владетельные сеньоры и даже короли. Но больше всего среди трубадуров было рыцарей самого разного ранга.
Первым трубадуром был герцог Гийом Аквитанский. Королями-трубадурами были Альфонс Мудрый и Ричард Львиное Сердце, внук Г. Аквитанского.
Знаменитыми трубадурами были: Маркабрюн, Д. Рюдель, Б. де Вентадорн, Г. де Борнель, Б. де Борн, Монах Монтаудонский, А. Даниэль, П. Видаль и т.д.
Историко-культурная роль поэзии трубадуров главным образом заключалась в том, что это была первая западноевропейская светская поэзия на народном языке. Она выработала «правильные» языковые нормы, довела язык до высшей степени совершенства и тем самым положила начало переходу средневековых литературу с латинского языка на национальные.
Свой расцвет лирика трубадуров пережила в конце 11 – начале 13 вв., но ее развитие было прервано «альбигойскими войнами».
«Альбигойские войны» - это крестовые походы северофранцузских феодалов, стремившихся избавиться от религиозной ереси.
Прованс в результате этих походов был разрушен и разграблен, а большинство трубадуров было вынуждено бежать на Пиренеи, в Италию и германские земли. Но поэзия трубадуров оказала сильное влияние на культуру северных завоевателей, где существовала собственная поэтическая и миросозерцательная почва для восприятия традиции трубадуров. Здесь возникала лирика труверов, которая просуществовала с середины 12 до середины 13 вв.
Наиболее известными труверами были К. де Труа, К. де Бетюн, Р. де Удан, Г. Брюле, Ж. Бодель, Т. Шампанский и т.д.
Основу лирики труверов оставляют те же образные, ситуативные и композиционные схемы, что у трубадуров, хоть они могли варьироваться и часто имели несколько другое конкретное наполнение.
Куртуазные мотивы в лирике трубадуров
Концепция любви-служения, созданная трубадурами, была весьма высокой и серьезной игрой: куртуазный этикет при дворах крупных сеньоров создавал утопический мир, в котором нет места насилию, и глее царит изысканность манер, речей и мыслей. Такой праздничный куртуазный рай противопоставлялся рыцарской повседневности, в которой царили совершенно другие нравы. Но усилиями трубадуров репутация рыцаря стала определяться не только его воинскими качествами, но и рядом куртуазных достоинств. Таким образом был найден компромисс между христианской и сословной этикой: дама – это живая икона мадонны, а рыцарь – ее преданный слуга, который не требует никакой награды за свою любовь. Такие отношения становятся чем-то вроде светской религии, которая облагораживает рыцаря, придает смысл его жизни. трубадуры внесли ряд новшеств в современную им поэзию, а именно:
- первыми ввели в поэзию рифму, которую заимствовали у арабов;
- соединили воедино музыку и поэзию – трубадуры пели свои стихи;
- разработали более 60 новых размеров для рифмованной версификации;
- впервые после античности создали систему жанров лирической поэзии.
Основными жанрами лирики трубадуров являются:
- кансона,
- тенсона,
- сирвента,
- пасторелла,
- плач,
- альба.
Жанры лирики трубадуров
Самым характерным жанром лирики трубадуров является кансона («песня»), в которой воспевается любовное чувство поэта. Магистральной темой кансоны является прославление Дамы и любви к ней. Частными темами кансоны являются: добродетели Дамы, воздействие ее красоты на трубадура, преображение всего вокруг в присутствии Дамы и т.д. Особенностью кансоны является то, что она могла быть посвящена вымышленному лицу. Это свидетельствует о приоритете поэтического мастерства над чувством и напоминает об условности куртуазной любви.
Сирвента – эмоциональный антипод кансоны, песнь вызова. В произведениях этого жанра – воинственное отрицание. Сирвента могла быть направлена против политических противников поэта, против его соседей, коллег по поэтическому ремеслу, идейных оппонентов, недостойных дам. Формально сирвента строилась так же, как и кансона.
Разновидностью персональной сирвенты был плач. В стихах этого жанра воспевались доблести оплакиваемого – почившего трубадура, знатного покровителя и т. д. В отличие от кансоны, плач всегда посвящается реальному лицу.
Особо выделяется диалогическая группа жанров – прения. Это песни, которые исполнялись двумя трубадурами, обменивавшимися полемическим репликами на определенную тему. Главной разновидностью прений является тенсона («спор»), которая предполагала свободно развивающийся диалог.
Еще одной разновидностью диалогических жанров является джокпартит или паримент. В стихах этого жанра задается некоторая дилемма, один трубадур защищает одно мнение, другой – противоположное. Например, такими являются прения о том, что выше – любовь к воинской славе или любовь к Даме, щедрость или доблесть и т. д.
Диалогическим началом пронизана пастурель. Здесь рыцарь на фоне идиллического пейзажа встречает пастушку, влюбляется в нее и пытается добиться благосклонности. В пастурели обмен репликами представляет собой остроумную и озорную словесную дуэль, в которой рыцарь, как правило, терпит поражение.
Диалогическая природа присуща и альбе. Здесь репликами обмениваются Дама и ее возлюбленный. Иногда в их диалог вмешивался «сторож», которых охранял влюбленных от клеветников и ревнивцев.