Что такое «литературный жанр»
Под «литературным жанром» понимают исторически сложившуюся совокупность литературных произведений, они в свою очередь объединены формальными и содержательными свойствами.
Жанры можно поделить на четыре основные группы:
- эпические жанры
- лирические жанры
- драматические жанры
- лиро-эпические жанры
По своему объему литературные жанры так же можно поделить на:
- крупные
- средние
- малые
К крупным относятся роман и роман-эпопея, к средним относят повести, к малым – рассказ, новеллу, очерк.
Так же жанры можно подразделить по тематическому критерию на:
- авантюрный роман
- психологический роман
- сентиментальный роман
- философский роман и т.д.
К лирическим жанрам относятся:
- ода
- песня
- послание
- сонет
- элегия
- эпиграмма
- сатира
Ода
Термин «ода» имеет греческое происхождение и в переводе означает «песня». Под «одой» понимают крупное лирическое произведение, которое посвящено масштабному историческому событию или известному историческому деятелю. Ода наполнена религиозно-философским содержанием, она обладает возвышенным тоном. Изначально текст оды сопровождали музыка и танцы. Ода берет свое начала в Древней Греции, в оде отражались героические и религиозные события греческого народа. Наиболее ярким представителем оды был лирический поэт Пиндар. Для древнегреческой оды характерны богатство образов, неожиданные смены акцентов с одного предмета на другой, глубина тематик, речевая пластика. Все эти особенности позже переняли европейские лирики XVI-XVIII столетий. Но главная отличительная черта древнегреческой оперы — это ее доступность для простых людей.
С течением времени эти основные черты античной оды сменились на другие. Французская ода XVII века стала в основном достоянием короля и его свиты, она утратила свое народное начало. Для французской оды характерен так называемый» лирический беспорядок», нередко льстивый, подобострастный, неискренний набор слов.
В России несомненно главным одписцем принято считать М. В. Ломоносова. Его оды написаны на значительные темы, в торжественной словесной оправе, в то же время они имеют черты низменного происхождения: мифологизм, иллюзия величия, близкая к реальному. В основном русская ода была привилегией высшего общества, ода воспевала представителей этого класса, при этом в ней присутствовало большое количество славянизмов.
Постепенно русская ода стала спускаться к низшим классам, и торжественность была заменена на реалистические подробности в пресной словесной окантовке. Главным преобразователем русской оды стал Державин. В жанре оды работали так же такие знаменитые поэты как А.С. Пушкин, А.А. Фет, Некрасов. Считается что в XX веке ода переживала свое второе рождение, многие пролетарские поэты были одописцами, например, Маяковский.
Песня
Песня в свою очередь является представителем как эпического, так и лирического жанра. Эпическая и лирическая песня имеют ряд отличий. Эпическая песня имеет больший объем, сюжетность. Основу лирической песни составляют переживания главного героя или автора. Примерами наиболее известных песен являются: «Песнь о Вещем Олеге», «Пир во время чумы» А. С. Пушкина.
Послание
Послание представляет собой стихотворное письмо или обращение философско-теоретического, дидактически-публицистического, любовного или дружеского характера. Жанр впервые зародился в античной культуре, позже стал популярен в европейской. Считается что основоположником этого жанра был римского поэта Горация. Яркими поэтами, которые работали в этом жанре считаются П. Поп, Ломоносов, Сумароков. Этот жанр в основном использовался высшим классом, когда дворянство стало вымирать, сам жанр тоже постепенно исчез.
Сонет
Сонет является традиционным поэтическим лирическим жанром. Форма сонета строгая и твердая. Сонет стал популярен благодаря творчеству знаменитого английского поэта У. Шекспира. Композиция сонета обычно включает в себя сюжетно-эмоциональный перелом. Иногда этот перелом мог оттягиваться вплоть до 13-14 стиха.
Классический сонет имеет ряд первичных и вторичных признаков. В сонете обычно 14 строк, 4 строфы, которые представлены двумя катренами и двумя терцетами.
Для классического сонета характерна повторяемость рифм, система рифмовки обычно перекрёстная или охватная в катренах, так же она может быть разнообразной в терцетах. В сонетах разных национальных литератур используются различный размер: в голландской, немецкой, русской поэзии, так же в поэзии скандинавских стран используется пятистопный или шестистопный ямб; в английской поэзии применяется пятистопный ямб; в итальянской, испанской, португальской поэзии — одиннадцатисложный стих (гендекасиллаб); во французской — александрийский стих.
Элегия
Элегия — это лирический жанр, он представлен в стихотворной форме и содержит в себе эмоциональный результат философского раздумья. Элегия зародилась в Древней Греции, изначально под этим понятием понимали стихотворение, написанное двустишием— гекзаметр-пентаметр. В переводе с греческого языка элегия обозначает печальную песнь под аккомпанемент флейты.
У разных античных поэтов элегия имела разное наполнение, например: у Архилоха и Симонида наполнение было печальным и обличительным, у Солона или Теогнида – философским, у Каллина и Тиртея – воинствующим, у Мимнерма политическим. Одним из самых ярких поэтов элегий был Каллимах.
Элегия так же была распространена и у древних римлян. Римская элегия была более определённого характера и имела более свободное содержание. У римлян часто в элегиях присутствовало любовное содержание. Наиболее известные римские поэты писавшие элегии - Проперций, Тибулл, Овидий, Катулл.
Элегия имела место быть и в западной литературе. Родоначальником европейской элегии считается Томас Грей, его элегии, написанные в 1750 году, вызвали волну восторга и многочисленных подражаний. В жанре элегии писали так же Гете, Шиллер, Юнг, Шелли, Байрон.
В России главным представителем этого жанра стал Жуковский.
Эпиграмма
Под эпиграммой понимают не большое по форме стихотворение сатирической направленности, это произведение высмеивает какое-то лицо или социальный порок. Элегия зародилась в античной поэзии. Изначально под эпиграммой понимали короткое изречение на надгробиях, алтарях, изваяниях, посвященных богам. Постепенно темы эпиграмм разрастались, стали появляться сентенциозно-дидактических, описательных, любовных, застольных, сатирических, торжественные эпиграммы. Писалась эпиграмма элегическим дистихом, позднее ямбом и другими размерами.
Сатирическая эпиграмма начала складываться во французской поэзии в XVI—XVII веках. В западной литературе расцветом эпиграммы считается XVIII век. Знаменитыми авторами эпиграмм в западноевропейской литературе считаются Готхольд Лессинг, Джон Оуэн, Жан де Лафонтена и Понс-Дени Лебрена, Роберт Бёрнса, Генрих Гейне.
В России, известными поэтами, которые работали в жанре эпиграммы являются Василий Тредиаковский, Михаил Ломоносов, Александр Сумароков, Александр Пушкин, Сергей Соболевский, Евгений Баратынский.
Сатира
Сатира по сравнению с эпиграммой считается более развернутым как по содержанию, так и по объему жанром. В сатире обычно происходит высмеивание не отдельного человека, а некого социального порока. Характерная черта сатиры - это гражданский пафос. Сатира так же, как и эпиграмма зародилась в античности, особую роль в формировании этого жанра сыграли древнеримские поэты. Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, в противном случае сатира будет иметь вид обличительной проповеди.