Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Жанровые структуры и каноны

Определение 1

Канон жанра – это определенная система устойчивых и твердых жанровых признаков.

Жанровые структуры

Литературные жанры, кроме сущностных качеств, имеют формальные, структурные свойства с разной мерой определенности. На ранних этапах, включительно до эпохи классицизма, на первом плане находились и осознавались в качестве доминирующих формальные аспекты жанров. В качестве жанрообразующих начал выступали:

  • Метры – стиховые размеры
  • «Твердые формы» - строфическая организация
  • Принципы построения
  • Ориентация на какие-либо речевые конструкции.

Каждый жанр имел строго закрепленные комплексы художественных средств. Индивидуально-авторская инициатива оттеснялась и порой даже нивелировалась жесткими предписаниями касательно предмета изображения, построения и речевой ткани произведения. Творческая воля писателя строго подчинялась законам жанра. Традиционные жанры строго формализованы и существуют порознь, отдельно друг от друга, имеют явственные, четкие границы. Регламентация жанров, определяемая эстетической мыслью, наивысшей точки достигла в эпоху классицизма. Н. Буало в своем стихотворном трактате «Поэтическое искусство» сформулировал весьма жесткие правила для основных групп художественных произведений. В частности, он провозгласил принцип трех единств – единства места, времени и действия – как необходимый в произведениях драматического жанра. Также он резко разграничивал комедию и трагедию. Но главное, нормативная эстетика, начиная от Аристотеля, настаивала на следовании поэтами непререкаемым жанровым образцам, какими, прежде всего являлись, поэмы-эпопеи Гомера, а также трагедии Софокла и Эсхила.

В периоды нормативных поэтик – от эпохи античности до 17-18 вв. – вместе с жанрами, рекомендованными и регламентированными теоретиками (как называл их С. С. Аверинцев «жанрами de jure»), существовали так называемые «жанры de facto», которые на протяжении ряда столетий не получали теоретического обоснования, но обладали устойчивыми структурными свойствами и определенными содержательными пристрастиями. К таким жанрам относятся новеллы, сказки, басни и сценические произведения, подобные новеллам, а также большая часть традиционных лирических жанров, в том числе фольклорных.

В 18 веке началась так называемая «деканонизация» жанровых структур. Свидетельством этому являются произведения Л. Стерна и Ж. Ж. Руссо. Романизация литературы последних двух столетий ознаменовала ее выход за границы жанровых канонов и одновременно с этим стирание рамок между жанрами.

При этом жанровые структуры, обладающие устойчивостью, своего значения не утратили ни в эпоху романтизма, ни в последующие. Жанры, имеющие многовековую историю и обладающие формальными особенностями, существовали и продолжают существовать. Вновь возникшие в 19-20 веках жанровые образования также обладают структурной устойчивостью. Например, в лирической поэзии символистов несомненно наличие формально-содержательного комплекса:

«Жанровые структуры и каноны» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • Семантическая усложненность речи
  • Тяготение к универсалиям
  • Апофеоз таинственности и т.д.

Таким образом, в литературе известно два рода жанровых структур:

  • Канонические жанры
  • Неканонические жанры.
Определение 2

Канонические жанры – это завершенные, твердые формы, которые неизменно равны самим себе (например, сонет).

Неканонические жанры – это жанры, открытые всяческим перестройкам, изменениям, обновлениям, трансформациям (например, новеллы, элегии).

Такие свободные жанровые формы соприкасаются и сосуществуют с внежанровыми образованиями, однако не существует жанров, не имеющих какой-то минимум устойчивых структурных свойств.

Канонизация жанров

Жанры рассматриваются как достойные или не достойные внимания художественно образованных людей. Они трактуются как высокие и низкие, современные или устаревшие, магистральные и периферийные (маргинальные). Такие оценки создают иерархии жанров, меняющиеся со временем.

Замечание 1

Ряд жанров получает максимально высокую оценку, которая обретает литературную весомость и становится общепризнанной. Такие жанры называются канонизированными.

Канонизация литературных жанров осуществлялась нормативными поэтиками еще с античности, от Аристотеля до Буало, Сумарокова и Ломоносова. В своем трактате Аристотель придал высочайший статус эпопее и трагедии. В эстетике классицизма также была канонизирована 2высокая комедия», которую резко отделили от народно-фарсовой комедии, считавшейся низким и неполноценным жанром.

В сознании массового читателя также имела место иерархия жанров. Например, на рубеже 19-20 веков русские крестьяне предпочитали «божественные книги» и произведения светской литературы, перекликавшиеся с ними. А «сказки» - произведения развлекательного характера, считались низким жанром. Сказки были широко распространены, но к ним относились с пренебрежением и получали нелестные эпитеты – «чепуха», «побасенки», «побасульки».

В «верхнем» слое литературы также имеет место канонизация жанров. Например, в период романтизма, который ознаменовался радикальной жанровой перестройкой, вершину литературы составляли сказка, фрагмент и роман в духе «Вильгельма Мейстера». Литературная жизнь 19 века, особенно в России, примечательна канонизацией социально-психологических повестей и романов, имеющих склонность к психологизму, жизнеподобию, бытовой достоверности.

В 20 века предпринимались попытки канонизации пародии (формальная школа), мистериальной драматургии (концепция символизма), романа – эпопеи (эстетика соцреализма 30-40-х годов) и романов Ф. М. Достоевского как полифонических.

В западноевропейской литературе были попытки канонизации романа «потока сознания» и абсурдистской драматургии.

Если в периоды нормативных эстетик канонизировались высокие жанры, то в современно литературе поднимаются те жанровые начала, которые до этого находились за гранью «строгой литературы». Происходит канонизация новых жанров и тем, которые ранее были маргинальными, низкими.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot