Генерализация – это обобщение, переход от частного к общему.
Понятие жанровой реализации
Термин «жанровая генерализация» вводится для обобщенной характеристики жанровой ситуации в рамках «культурного запроса» и связан с общей культурой 20 столетия. Исходя из определения генерализации, здесь очевидны две составляющие: принцип и процесс – процесс «кристаллизации», когда некий общий принцип к себе притягивает, подчиняет, структурирует частные явления. В данном случае, жанровая генерализация – это процесс объединения жанров (часто относящихся к разным родам и видам искусства) для реализации нежанрового (как правило, проблемно-тематического) общего принципа.
В старых литературах жанровая реализация мало заметна. Сформировавшийся в Новое время классицизм ей чужд, так как он утверждал принципы иерархии и чистоты жанров. Основы жанровой генерализации были заложены романтиками и реалистами 19 века. Многожанровые конгломераты объединялись не вокруг принципа, а вокруг определенного художественного материала. Примером служит «Человеческая комедия» О. Бальзака, где романы исторические, социально-психологические, философские, новеллы, повести объединены общими сюжетами, единым художественным миром, героями.
Жанровая генерализации обобщенного характера основывалась в первую очередь на организующем начале художественных систем (реализм, романтизм, импрессионизм, натурализм и т. д.). Например, романтический роман, романтическая опера, романтическая драма и т. д. Жанровая генерализация, основанная на художественных принципах, стала возможна после начала тотального разрушения жанровых границ на рубеже 19-20 вв., довершенного модернистами.
На место ослабленных жанровых структур приходят выработанные литературой принципы:
- философствования,
- морализма,
- психологизма,
- историзма,
- документализма,
- биографизма и т.д.
Соответственно, появляются жанровые генерализации:
- философская,
- моралистическая,
- психологическая,
- историческая,
- документальная,
- биографическая и т. д.
При этом подразумевается не только формирование системы жанров (философская поэма, философская драма, философский роман и т. д.), но и внедрение соответствующего принципа в разные пласты искусства, от проблематики до языка и сюжета.
Генерализация в литературе «массового спроса» происходит вокруг визуальных, сюжетных, эмоциональных стержней: фантастическая, детективная, эротическая литература и т. д.
Психологическая жанровая реализация
Группа жанров, основанная на примате принципа психологизма, нала формироваться в 19 веке, и потому она не так выделяется как нечто новое на фоне остальных генерализаций, сформировавшихся в 20 веке. Психологическая генерализация наиболее разработана и охватывает большие пласты поэзии, прозы, эссеистики, драматургии. Реалисты придают психологизму социальный характер, создают социально-психологические произведения. Внесоциальная трактовка психологизма присуща модернистам. Обрисовка внутреннего мира личности разнообразна – от изысканного тончайшего рисунка в романах В. Вулф до всплеска темных страстей Ю. О'Нила. В рамках социально-психологической прозы сформировался жанр семейной эпопеи.
Часто семейная эпопея – это цикл романов, к которому могут добавляться новеллы (например, у Голсуори).
Для поэзии психологической генерализации являются характерными предельная искренность и обнаженность чувств.
Философская жанровая генерализация
Философская жанровая генерализация возникла уже в 17-18 вв.: философская поэзия Донна, философский роман Монтескье, религиозно-философские драмы Кальдерона, философские повести Вольтера. В 20 веке философская жанровая генерализация стала одной из основных в кругу чтения высокообразованной интеллигенции.
Принцип философствования предполагает, что главными героями произведений являются не персонажи, а идеи, что меняет структуру произведения. Философские жанры сохраняют черты исходных жанровых структур - романа, поэмы, драмы, но группируются вокруг метажанровых моделей – параболы и притчи. Емкую характеристику жанра причти дал литературовед С. С. Аверинцев.
Притча – это дидактико-аллегорический жанр литературы, близкий к басне.
Но в отличие от басни, притча возникает в некотором контексте и допускает отсутствие развитого сюжета, может редуцировать до простого сравнения, которое сохраняет символическую наполненность. Причта с содержательной стороны от басни отличается тяготением к глубинной премудрости моралистического или религиозного порядка. В своих модификациях притча оказывается универсальным явлением мирового фольклора и литературного творчества. Но для некоторых культурных эпох, тяготеющих к аллегоризму и дидактике, притча была основным жанром, эталоном. Как правило, действующие лица причти не имеют внешних черт и характера и предстают перед читателем не как объекты художественного наблюдения, а как субъекты этического выбора.
Ряд писателей с конца 19 века видят в содержательности и экономности причти образец для творчества. Крупнейшим мастером причти в 20 веке был Франц Кафка, один из «отцов модернизма».
Парабола – это жанровая модификация в прозе и драме 20 века, близкая к притче. Основу параболы составляет иносказательный образ, тяготеющий к иносказанию, к символу, в отличие от однозначности аллегории. Иногда параболу определяют как «символическая притча». Но иносказательный план параболы, приближаясь к символическому, не подавляет ситуативного, предметного, остается взаимосоотнесенным с ним. Содержательная емкость и незавершенная многоплановость параболы привлекают многих писателей, среди них: Ф. Кафка, Г. Гессе, Ж. П. Сартр, Э. Хемингуэй, Г. Гарсия Маркес, Кобо Абэ.
Исследователи отмечают, что содержательно-структурные признаки параболы обнаруживаются в других видах искусства (например, в картине П. Пикассо «Герника», в фильме И. Бергмана «Седьмая печать»), и приходят к выводу, что параболу можно отнести к общим принципам художественной образности, наряду с символом, аллегорией и гротеском.