Теория драмы — это фундаментальная филологическая наука, изучающая законы и развитие драмы.
Особенности драматургии А. Н. Островского
Формирование идеала общественной комедии и становление современного театра 1840-х годов происходило под влиянием драматургии Н.В. Гоголя и его критических выступлений. Предпосылки для нового отношения к театру и нового понимания трагического и смешного создавала его комедия «Ревизор». Творчество А. Н. Островского стало вершиной отечественной драматургии второй половины 19 века. В 1850 году была написана первая «большая» комедия А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся!», которая дала представление о новом театре. Островский принимает взгляд Гоголя на особое значение общественной комедии и внимательно относится к кругу сюжетов, поставленным им в драматургии, но уже с самого начала своего литературного пути он проявляет полную независимость в осмыслении и интерпретации современных коллизий.
По мнению Островского, современные социальные конфликты наиболее ярко себя проявляют в купеческой среде. Он считает, что в купечестве прошлое и настоящее общества слились в противоречивое и очень сложное единство. В своих пьесах Островский разоблачает пороки купечества, анализирует их, вскрывает их исторические причины и предвидит возможные проявления этих пороков в будущем.
Целью Островского было создание жизнеутверждающей комедии, основанной на народно-игровых традициях и фольклорных мотивах.
Сказочный или легендарный сюжет в произведениях Островского «прорастает» современной проблематикой. Писатель видит наряду с поэзией народных праздников и обрядов нищету тружеников, тяжесть зависимости детей от родителей, работника от хозяина, образованного бедняка от безграмотного толстосума. Писатель отмечает и социально-исторические изменения, которые грозят патриархальному кладу разрушением.
Как правило, действие в пьесах Островского происходит в одной семье или же в узком кругу людей, которые связаны с семьей героев. С начала 50-х годов конфликты в произведениях Островского определяются, помимо внутрисемейных отношений, еще и состоянием города, общества, народа.
В творчестве Островского в 60-70 годы происходит усиление сатирического элемента. Писатель создает ряд произведений, в которых преобладает сатирический подход. Наиболее значительными из них являются «Волки и овцы» и «На всякого мудреца довольно простоты». В этот период писатель возвращается к принципу «чистой комедии», переосмысляет и возрождает ряд структурных особенностей гоголевской комедии. Особое значение приобретает характеристика социальной среды и общества. Часто Островский использует схему сюжета о «плутах» («На всякого мудреца довольно простоты»).
Художественная система А. Н. Островского предполагает равновесие комедийного начала и трагического, идеала и отрицания.
Во многих отношениях его драматургия противоречила канонам европейской, для которой характерны сложная интрига, тенденциозно-однозначное решение злободневных проблем и принцип «хорошо сделанной пьесы». Островский же негативно относился к сенсационно-актуальным пьесам, к театральным эффектам и ораторским речам персонажей.
Характерным сюжетом для произведений Островского является «жизнь обыкновенная». Сам драматург подчеркивал, что жизненность и простота сюжета являются главным достоинством литературного произведения.
Основными типовыми ситуациями, на которых основаны драматические конфликты пьес Островского, являются:
- любовь и стремление возлюбленных соединить свои судьбы вопреки сословным предрассудкам и материальным расчетам;
- жажда духовной независимости;
- борьба за существование;
- стремление защитить свою личность самодурства власть имущих;
- муки самолюбия «маленького человека».
Жанровые особенности пьесы «На всякого мудреца довольно простоты»
Именно в комедии «На всякого мудреца довольно простоты», написанной в 1868 году, складывается тип сатирической комедии, характерной для творчества Островского. Драматург, который ранее в своих произведениях обращался к купеческой среде, в этом произведении впервые изображает дворянское общество. Материал, выбранный Островским для новой пьесы, свидетельствует об особом историческом чутье писателя. Исторический момент, который изображен в пьесе, практически совпадает со временем ее написания. Столь точное приурочение происходит благодаря тому, что изображенное в произведение состояние общества, общественное поведение изображенных типов, их социальное самочувствие обладают достоверностью и четкостью почти научного исторического анализа.
В этой пьесе Островский изображает острый, переломный во многих отношениях, период жизни русского общества.
В комедии «На всякого мудреца довольно простоты» нет положительных персонажей. Герой пьесы слегка оступился в своем шествии к богатству и успеху, однако финал оставляет в уверенности, что это – временно. Комедию нельзя назвать мрачной. От этого произведения остается впечатление веселого торжества автора и зрителя над миром ничтожных людей. Этот эффект достигается главным образом тем, что на посмешище выставляются все тени прошлого, которые себя воображают активными деятелями жизни, являясь на деле лишь глупыми и беспомощными тенями.
Конфликт в этой комедии лишен внешней остроты. Единственный активный деятель в этом произведении – Глумов, от которого и исходят все повороты интриги.
Драматург в новой пьесе отказывается от изображения деспотов, которые приносят окружающим, зависящим от них, страдание и гибель. Островский изображает обычную, будничную жизнь богатых господ. И в этой обычной жизни, не совершая злодеяний, герои пьесы обнаруживают свою пустоту, аморальность, низость, бессилие и глупость. Именно таким в комедии изображено дворянство. Исключением оказывается только Глумов.
Особый конфликт этой пьесы является художественным выражением сатиры особого типа. В этом случае объектом сатиры стали не столько личности, сколько сам ход вещей, уклад жизни в целом. Именно поэтому в этой пьесе нет злодеев и жертв. Поэтому Глумова нельзя назвать однозначно отрицательным персонажем, ведь от его действий никто не пострадал. Единственным человеком, перед которым он виноват, является он сам.