Конец 15 века в северной Италии ознаменовался появлением нового культурного очага – им оказался город Феррара, расположенный на торговом пути, ведущим из Венеции в Болонью. Феррарское герцогство, в отличие от остальных итальянских тираний, культивировало феодальные традиции, которые имели реальные предпосылки в дворянском быту. Эти традиции всячески поощрялись герцогами Эсте, которые создавали при своем дворе настоящий культ рыцарства. Но несмотря на это, Феррара приняла активное участие в становлении ренессансной культуры. Выдавая себя за «просвещенных» тиранов, герцоги приглашали к своему двору ученых и писателей.
Одним из виднейших культурных деятелей Феррары в 15 веке был Гварино да Верона, гуманист, один из первых итальянских эллинистов, основатель университета. К концу 15 века Феррара благодаря Гварино стала крупным центром гуманизма. Дворец герцогов Эсте был знаменит богатейшей библиотекой. Феррара стала колыбелью ренессансного театра. Но культура и искусство Феррары носили аристократический характер. Именно поэтому Феррара играла такую значительную роль в период аристократического перерождения гуманизма.
Творчество Маттео Боярдо
Отличительные черты феррарской кульутры с присущими ей противоречиями нашли яркое выражение в творчестве Маттео Боярдо. Граф происходил из знатного феодального рода, всю свою жизнь провел при дворе герцога Эрколе I, где занимал ряд высоких военных и административных должностей. Боярдо был превосходным знатоком и переводчиком на итальянский язык произведений античных авторов. Кроме того, Боярдо писал латинские стихи, в которых прославлялись герцоги Эсте. Также он является автором 10 латинских эклог, написанных в подражание Вергилию, а также 10 итальянских эклог, сборник итальянских канцон и сонетов. Сонеты Боярдо – значительный памятник петраркистской лирики 15 века. Но самым выдающимся произведением Маттео Боярдо является незавершенная героико-романтическая поэма «Влюбленный Роланд».
Первая и вторая части этого произведения были опубликованы в 1484 году, незавершенная третья часть вышла в свет после смерти поэта.
Боярдо, в отличие от Пульчи, который брал за основу поэмы кантасториев, в своей поэме исходил из французских оригиналов, популярных среди феррарской знати. Фабулу «Влюбленного Роланда» Боярдо заимствовал из каролингского эпоса и обработал ее в духе рыцарских романов. Боярдо превращает грубоватых паладинов Карла Великого в благородных рыцарей, а Роланда – в нежного любовника. Герои поэмы готовы на любые приключения и подвиги ради прекрасной дамы. Все приключения носят сказочный, романический характер. Рыцари сражаются не только друг с другом, но и с чудовищами и великанами. Чары и волшебство в поэме заменяют христианские чудеса. Здесь вместо ангелов судьбу героев вершат волшебники и феи. «Влюбленный Роланд» Маттео Боярдо – это настоящий кодекс чести рыцаря. При этом он даже сарацинов, врагов христианства, изображает рыцарями, совершающими подвиги в честь прекрасных дам.
Главные пружины действия в поэме Боярдо – особенности, характерные для придворного общества: соперничество, любовь и ревность, женская хитрость.
Главным героем поэмы является Роланд, влюбленный в дочь китайского короля Анджелину. Она появляется при дворе Карла Великого и всех покоряет своей красотой. Достаточно ее одного слова, чтобы Роланд совершил самые невероятные подвиги. Но все его усилия тщетны, так как Анджелина влюблена в двоюродного брата Роланда Ринальдо, который к ней равнодушен. Противоположность чувств Анджелины и Ринальдо вызвана тем, что когда-то они напились из волшебных источников, в которых вода имеет свойство менять чувства людей.
В своем произведении Боярдо сохраняет старых персонажей, хорошо известных итальянским читателям, но по-другому осмысливает авантюрный и героический материал рыцарского романа и средневекового эпоса. Он по-новому показывает образы героев и героинь рыцарских романов, снимая с них идеализирующий покров. Иронии Боярдо разрушает идеальный рыцарский мир.
В поэме Боярдо содержится типичное выражение эпикуреизма, который был присущ аристократии того времени.
Ренессансно-рыцарская поэма Людовико Ариосто
Поэма Боярдо «Влюбленный Роланд» имела колоссальный успех, который вызвал множество попыток продолжить это незавершенное произведение. Среди всех продолжателей поэмы особое место занимает Людовико Ариосто, автор «Неистового Роланда». Ариосто довел жанр героико-романтической поэмы до вершины художественного совершенства и сделал ее целостным выражением культуры итальянского Ренессанса.
Поэма «Неистовый Роланд» - вершина творчества Ариосто. Созданию этого произведения он посвятил значительную часть своей жизни. И по форме, и по содержанию это произведение является блестящим выражением аристократической культуры позднего Ренессанса. Здесь поэт рисует внешнюю красоту и блеск итальянской придворной жизни. Но он изображает ее с языческой полнокровностью, без какой-либо примеси упадочных настроений, появившихся в итальянской поэзии, в обстановке идейного кризиса гуманизма, который был вызван феодально-католической реакцией.
Работу над «Неистовым Роландом» Ариосто начал в 1506 году. В окончательном виде поэма была напечатана в 1532 году. «Неистовый Роланд» построен как продолжение «Влюбленного Роланда» Боярдо. Повествование у Ариосто начинается с того места, на которым оно оборвалось у Боярдо. Ариосто выводит тех же героев в тех же положениях.
Ариосто заимствует у Боярдо приемы сюжетного построения поэмы. Но в отличие от Боярдо, хаотичность поэмы Ариосто кажущаяся. На деле в ней царит точный расчет: каждая сцена, каждая часть, каждый эпизод занимает свое строго определенное место. Ни один фрагмент поэмы нельзя переставить на другое место, не нарушая художественной гармонии.
Сюжет «Неистового Роланда» сложен и многопланов. Но в нем можно выделить три главные темы:
- Война императора Карла с сарацинами. Это традиционная тема, унаследованная от каролингского эпоса.
- История любви Роланда к Анджелине. Именно эта любовь стала причиной безумия Роланда, которое и дало наименование поэме Ариосто. Эта тема разработана автором с подлинным драматизмом и психологической тонкостью.
- История любви сарацина Руджеро к Брадаманте, сестре Ринальдо. Их союз должен положить начало княжескому дому Эсте. Именно поэтому Ариосто излагают эту историю особенно подробно.
Ариосто не осмеивает рыцарство. Наоборот, он стремится вскрыть положительные моменты в рыцарской этике, изобразить культ высоких человеческих качеств: великодушия, верности, благородство, храбрости. Рыцарство у Ариосто наделено положительным, гуманистическим содержанием.
«Неистовый Роланд» оказал значительное влияние на европейскую поэзии, в частности, на развитие жанра шутливой поэмы, с традицией которой были связаны Виланд («Оберон»), Вольтер («Орлеанская девственница»), А. С. Пушкин («Руслан и Людмила»), «Байрон («Дон-Жуан»).