Элегия – это жанр лирической поэзии, стихотворение, которое передает печальное, грустное настроение, раздумье.
История возникновения элегии
Элегия как форма лирики появилась около 7 в. до н.э. в древнегреческой литературе. Известными римскими авторами элегий являются Тибулл, Проперций, Овидий. Появление жанра элегии в русской литературе связывают с сентиментализмом, предромантизмом и романтизмом. Авторами элегий были Н. Карамзин, В. Жуковский, К. Батюшков, М. Лермонтов, А. Пушкин, А. Фет, Н. Некрасов, А. Блок, В. Брюсов и т.д.
Изначально элегией называли любое поэтическое произведение, которое полагалось исполнять под флейту.
«Грустный» характер элегия получила уже в поздней литературе, у римских поэтов. Именно они сделали элегию жанром медитативной и любовной лирики. Но это был не обязательный закон написания, а лишь прием. Древнейшие элегии древнегреческих поэтов, наоборот, несли чувство бодрости, политические наставления, военные призывы. Можно сказать, что жанр элегии схож с гомеровским эпосом.
Первыми древнегреческими элегическими поэтами считаются Тиртей и Каллин. Произведения этих авторов схожи по характеру. Их элегии представляют собой активные призывы воинам храбро сражаться за родину. Каллин призывал к энергичной и оживленной борьбе, и в своих произведениях создает образ героя-борца, храброго, уважаемого и восхваляемого и при жизни, и посмертно.
Более современная элегия по тематике близка элегии времен римских поэтов.
Элегия, по определению И. Р. Эйгеса, это стихотворение с характером задумчивой грусти.
Особый интерес к этому жанру возникает в эпоху Ренессанса. Однако наибольшую популярность элегия получила в эпоху предромантизма и романтизма:
- Любовные элегии (Шенье);
- Унылые элегии (Юнг, Грей);
- Подражание античным элегиям (Гёте).
В Англии элегия была в больше степени философской медитацией, связанной с темами природы, смерти и т.д. (например, элегии Грея, Томсона, Вордсворда).
Крупным литературным событием в Германии стало появление «Римских элегий» Гете, в которых поэт, стилизуя древнеримские элегии, выразил ключевые идеи европейского Просвещения. Шеллинг отмечал, что «элегия может охватить весь мир, хоть и фрагментарно».
Элегия во Франции была первоначально жанром галантной лирики. Бертен, Парни и другие поэты в конце 18 века создают книги элегий – лирические романы о несчастной любви, для которых характерно сочетание эротики с психологическим анализом. В значительной степени опираясь ан эту традицию, А. Шенье в то же время усиливает связь элегии с античными источниками. Французская элегия одновременно с этим испытывает влияние со стороны английской элегии. В результате это привело к появлению религиозно-медитативных произведений Ламартина. Со всеми этими традициями в большей или меньшей степени связана русская элегия.
Русская элегия
За две тысячи лет само понимание этого жанра существенно поменялось, особенно это касается строения и структуры. Форма элегии со временем перестала быть столь строгой. В русской поэзии, например, не было строгих канонов построения элегии. К жанру элегии можно отнести практически любое стихотворное произведение философско-медитативного характера, в котором изображаются тоска о прошлом, грусть, печаль, отчаяние, воспоминания и сожаления.
Самая первая попытка русских поэтов творить в этом жанре – цикл элегий В.К. Тредиаковского.
Он, опираясь на наследие поэтов античности, создавал вариант новой элегии.
В ранних элегиях Сумарокова варьируется ситуация даже не несчастной любви, а тема разлуки с возлюбленной. Его элегии строятся как цепь более или менее связанных формул, развивающих ситуацию. А схематизм этой ситуации доведен до предела: лишь два персонажа и никаких имен, мотивировки лирического высказывания.
В это же время появляются и нелюбовные элегии, в первую очередь, у самого Сумарокова, который в конце жизни создал ряд произведений по поводу своих житейских и авторских несчастий.
Элегия в этот период начинает оказывать влияние и на ряд других жанров: стансы, песню, драматический монолог. Многие монологи трагедий П. Сумарокова сложно отличить от элегий.
Новым этапом развития жанра русской элегии принято считать 1802 год, и связан он с творчеством В. Жуковского. Его перевод элегии «Сельское кладбище» Грея положил начало новой русской поэзии, которая окончательно вышла за пределы риторики и примкнула к произведениям, для которых характерна интимность, искренность, глубина. К этому жанру после таких первых попыток примкнули многие русские поэты. К 1810 году этот жанр занял ведущее место в русской литературе.
Батюшков стал первым поэтом, для которого элегия была основным жанром лирики. Батюшков подчеркивает в первую очередь раздвоенность между стремлением к высоким ценностям и к земным наслаждениям. Преходящность земных наслаждений воспринимается как трагедия. Психологизм Батюшкова носит конкретный характер – переживание определяется лирической ситуацией, а не определяет ее.
Элегии 1810-1820-х годов в определенной степени синтезировали элегические системы Жуковского и Батюшка. Например, элегии молодого Пушкина написаны в этом же ключе. Уже с лицейского периода в них поэт предельно обостряет антитезы в рамках основной элегической ситуации, то есть несчастной любви.
Затем Пушкин дет по пути индивидуализации элегической ситуации, часто связанной с определенным событием в жизни поэта. Примером являются все элегии михайловского периода. В то же время элегии у Пушкина взаимодействуют с другими жанрами, в том числе и с сатирой («Свободы сеятель пустынный», «Деревня»).
Ко времени появления в поэзии Лермонтова элегия как жанр уже постепенно угасала. В русском обществе 30-х годов 19 века совершился переход к новому пониманию литературы. достоинством произведения считалась его «оригинальность», и следование канонам жанра могло стать недостатком произведения.
Таким образом, элегия была основой русской поэзии 19-20 века, но сам жанр в чистом виде исчез. Сейчас элегия не существует как литературный факт. Поэты иногда называют свои произведения элегиями, исходя из представления об этом жанре как о грустном стихотворении вообще, либо указывая на их связь со старой традицией (например, «Северные элегии» А. Ахматовой).