Путевой очерк – это очерк, основу которого составляет описание происшествий или событий, случившихся во время путешествия автора, или встреч с людьми, которых автор встречает на своем пути.
"Путевые картины" Г. Гейне
«Путевые картины» Генриха Гейне были опубликованы в мае 1826 года. С самого начала они пользовались громадным успехом. Изначально Гейне собирался объединить три свои работы под общим заглавием «Книга странствий», но затем он выбрал другое заглавие – «Путевые картины».
Гейне, в отличие от предшественников, обращавшихся к жанру путевого очерка, уделяет мало внимания историческим достопримечательностям и местному колориту. Дорожные впечатления подталкивают его на размышления на литературные и исторические темы. Книга принесла Гейне широкую известность, и с этого момента он зарабатывал на жизнь писательским трудом.
Гейне органически воспринял черты романтизма:
- Раскованность, гибкость речи;
- Мастерство зарисовок пейзажа;
- Эмоциональную напряженность;
- Лиризм, который пронизывает эпическое повествование.
«Путевые картины» состоят из следующих частей:
- «Путешествие по Гарцу»
- «Северное море»
- «Путешествие от Мюнхена до Генуи»
- «Английские фрагменты».
Все части произведения Гейне существенно отличаются друг от друга и манерой повествования, и композицией, и соотношением лирико-романтического и публицистически-сатирического начала.
«Путевые картины» отразили новые важные моменты в развитии мировоззрения Гейне и его творческого таланта.
Здесь гораздо острее и шире, чем в «Книге песен», ставятся проблемы социально-политического характера. Генрих Гейне прозу избирает сознательно, так как это именно тот жанр, который ему дал возможность максимально широко охватить явления общественной жизни.
Жанровое своеобразие «Путевых картин»
Наибольшую известность Гейне принесла первая часть «Путевых картин» «Путешествие по Гарцу». Здесь автор рассказывает о своем путешествии по горам Северной Германии, совершенном в 1824 году. Поездка дает Гейне возможность нарисовать живописнейшие пейзажи и создать образы случайных попутчиков. Однако в этой случайности есть своя логика – в талантливо обрисованных типах трактирщиков, студентов, господ и служанок, коммивояжеров автор передает социальную психологию своих современников. Здесь читатель может увидеть и исполненный иронии панегирик немецкой верности, и сатирический портрет националиста, который своей прической и одеждой стремится походить на древних германцев, и словно вскользь оброненные слова о том, что мы живем в знаменательное время, когда сносятся тысячелетние сборы, а троны императоров отправляются в чуланы. Здесь же вспоминаются предания и легенды, которые расширяют диапазон путевого дневника и создают поэтическую дистанцию, отделяющую автора-романтика от его тривиальных спутников, включая и тех, что весьма витиевато восхищаются закатом и восходом.
В этой части «Путевых картин» хорошо прослеживаются связи с предшествующей и современной романтической прозой. Эти связи видны в самом построении повествования, которое основано на фабуле странствия, вольно чередующего прозу и стихи, вставные новеллы-миниатюры и описания природы. Внешне автор сохраняет почти все приемы романтического романа как «универсального жанра», который в теории был разработан братьями Шлегель, а на практике реализован Новалисом, Людвигом Тиком, Брентано и другими авторами. И тем острее проявились внесенные Генрихом Гейне в этот жанр изменения. Здесь у Гейне показана современная немецкая жизнь, приведены цитаты из исторических справочников и путеводителей, названы конкретные города и люди, то есть он описывает реальное путешествие, в то время как элементы романтической поэтики используются скорее в качестве вспомогательного средства украшения повествования и как дань традиции.
«Путешествие по Гарцу» написано в жанре путевых очерков, который уже имел свою традицию в немецкой литературе.
Гейне во время путешествия по стране видит убожество и то неприглядное, что несет его родной стране раздробленность на мелкие государства.
Вторая часть «Путевых заметок» - «Северное море» - объединяет в себя несколько эссе. Здесь автор рассказывает о пребывании на острове Норденей летом 1825 и 1826 годов. Гейне немного рассказывает непосредственно о самому путешествии на корабле вокруг острова, о людях, живущих на острове и морских легендах. Все остальное – это размышления автора на самые разные темы:
- О монархии
- О невоспитанности знати
- О политической ситуации в Германии и Европе
- О социальных проблемах страны
- О своем народе и т.д.
"Идеи. Книга Ле Гран" – это короткие миниатюры, написанные в стиле диалога.
Здесь автор обращается к даме, которая есть читатель, и отвечает на невысказанные вслух вопросы о истории, литературе, культуре и политике. Он рассказывает о детстве и юности, вспоминает свой родной Дюссельдорф и жившего по соседству старого солдата Ле Грана. Гейне озвучивает свои мысли о Наполеоне, рассуждает о любви и возвышенных чувствах и этими темами словно сглаживает острые политические темы.
Третью часть «Путевых картин» Гейне посвящает путешествию по Италии, совершенному в 1828 году. как и предыдущих частях, здесь он красочно описывает города, некоторые достопримечательности и дает небольшой исторический обзор мест, которые проезжает.
«Английские фрагменты» - заключительная часть «Путевых картин». Она примечательна тем, что здесь автор пытается осмыслить противоречия буржуазного общества. Приехав в Англию, Гейне надеялся увидеть свободу в стране парламентской демократии, но был глубоко разочарован. Его поразило противоречие между роскошью и нищетой, которые характерны для этой буржуазной страны.
Эта часть книги уже в большей степени тяготеет к публицистике, чем к художественной прозе. В «Английских фрагментах» складываются стилевые черты очеркового репортажа, характерные для корреспонденции Генриха Гейне 30-40-х годов.
В «Путевых картинах», особенно в первой части, автор не только дает романтическое описание природы, немецкого менталитета и характера, но и выражает свои первые революционные идеи.