Мировая литература - это невероятно многообразная палитра красок, в которой отразились эпохи, переживания и мысли людей всего земного шара. Чтобы разобраться в этой палитре, литературоведам приходится систематизировать все имеющиеся литературные произведения. В первую очередь их делят на отечественные и зарубежные.
Зарубежная литература - все произведения, написанные иностранными авторами на иностранных языках.
Другой способ систематизации литературы - это её периодизация.
Периодизация зарубежной литературы:
- Античная литература;
- Средневековая литература;
- Литература XVII века (литература Возрождения);
- Литература XVIII века (литература Просвещения);
- Литература XIX века;
- Литература XX века.
Каждый из вышеозначенных периодов имеет свои временные границы (приблизительные) и свои характеристики. В этой статье мы познакомимся с особенностями литературы XVII века.
Особенности эпохи
XVII век - это переходная эпоха для всей европейской культуры. Конечно же, каждый век является своего рода промежуточным звеном между предыдущим и будущим столетиями, но изменения, произошедшие в сознании человека в XVII веке, делают этот исторический период в особенности важным.
Термин «Семнадцатый век» является понятием чисто хронологическим. Исследователи пытались дать этому периоду и другие именования, например, «эпоха Абсолютизма», но ни одно из названий не прижилось.
На протяжении всего XVII века развивались тенденции, зародившиеся в эпоху Возрождения и получившие логическое завершение в эпоху Просвещения. XVII век - своего рода связующее звено между Ренессансом и Просвещением.
Большую роль на изменение сознания европейцев в это время сыграли экономические изменения. Феодальный строй постепенно сменялся на капиталистический, старые модели отношений уходили в прошлое. Буржуазия усиливала свои позиции.
События, оказавшие влияние на сознание человека в XVII веке:
- Тридцатилетняя война, жертвами которой стали миллионы человек;
- Контрреформация - борьба католической церкви за возвращение былого влияния;
- Многочисленные научные открытия.
В начале века в сознании европейцев господствовала идея антропоцентризма. Человек, созданный по образу и подобию Божьему, является отражением Бога на земле. Человек - это титан, правящий миром, который может реализовывать свои таланты, данные ему Богом. Эта установка была одной из частей возрожденческого гуманизма, утверждавшего также важность земной жизни, гармонию тела и духа и отрицание пропагандируемого церковью аскетизма.
Однако эта позиция сменилась на противоположную после совершения самого важного на тот момент исторического открытия. Создание Галилео Галилеем нового типа телескопа, позволившего науке сделать вывод, что центром мира (как считалось на тот момент) является не Земля, а Солнце, перевернуло представление европейцев о мире.
Внезапно оказалось, что человек - не титан, а «мыслящий тростник», пылинка в бесконечной и непознаваемой вселенной. Новая информация пугала человека и создавала прежде невиданную концепцию человека.
Поэт Джон Донн писал: «Всё относительно отныне стало».
Возрождение (Ренессанс) - эпоха в истории культуры Европы, характеризующаяся обновлением и подъёмом культуры.
Просвещение - эпоха в истории культуры Европы, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли, в основе которой лежали идеи рационализма и свободомыслия.
Литература XVII века
В литературе XVII века главенствовали два противостоящих друг другу направления - барокко и классицизм. Это были два полюса, между которыми развивалась литература данного периода.
Классицисты тяготели к упорядоченности, статичности и апеллировали к разуму. Для них главным было понятие «рацио». Мир классицисты видели как систему, которая может быть проанализирована и понята. Царящий в мире хаос классицисты предпочитали не замечать или сильно замедлять, пытаясь привести его к статике - своему идеалу. Для этого направления были характерны симметрия и логика, творческий процесс авторов-классицистов сводился к соблюдению правил. Эталоном для классицистов были античные произведения искусства.
Авторы-классицисты XVII века:
- Лопе де Вега;
- Жан Расин;
- Пьер Корнель;
- Мольер.
Перечисленные выше авторы создавали драматические произведения, ставшие классикой своего жанра. Перу испанского писателя Лопе де Вега принадлежат такие пьесы, как «Овечий источник», «Звезда Севильи» и «Собака на сене». Жан Расин известен трагедиями «Андромаха» и «Федра», опиравшимися на мифологические сюжеты Древней Греции. Пьеру Корнелю принадлежит, в числе прочих, пьеса «Сид», а Мольер более всего известен за свои комедии - «Мещанин во дворянстве», «Дон Жуан», «Тартюф».
Барокко - литературное направление, во многом противостоявшее классицизму. Оно отличалось большой бурностью и эмоциональностью, алогичностью, остроумием. Барокко рассматривало мир как хаос, из-за чего вселенная в глазах представителей данного направления становилась непознаваемой. Всё в мире подвижно и мгновенно, движение - главный источник гармонии.
Авторы, писавшие в стиле барокко:
- Луис де Гонгора;
- Педро Кальдерон.
Поэзия Луиса де Гонгоры - это вершина барочной мысли. Часть произведения Гонгоры даже породила отдельный стиль - гонгоризм.
Гонгоризм (культизм) - нагромождение форм, «тёмный стиль».
Писатели-гонгористы стремились экспериментировать с поэтической формой так же, как это делал сам Гонгора. Гонгоризму противостоял консептизм, представители которого высмеивали манеру поэтической речи гонгористов и осуждали «тёмный стиль», хотя во многом были похожи на своих оппонентов.
И гонгоризм, и консептизм были элитарной поэзией.
К наиболее известным произведениям Гонгоры относятся поэма «Одиночество», вершина тёмного стиля в его творчестве, сонет «Пока руно волос твоих течёт...» и романс «Посреди коней быстроногих».
Пьеса Педро Кальдерона «Жизнь есть сон» является вершиной барочной драматургии, поднимаемая в ней тема сравнения жизни со сном была очень распространена в театре XVII века. Помимо данной пьесы Кальдерон написал ещё около двухсот произведений, в том числе «Даму-невидимку», многочисленные комедии плаща и шпаги и драмы чести.