Мировая литература - это удивительное сочетание самобытных национальных литератур. В мировой литературе отразились эпохи, переживания и мысли людей всего земного шара. Одним из методов систематизации этой огромной палитры произведений является периодизация.
Периодизация зарубежной литературы:
- Античная литература;
- Средневековая литература;
- Литература XVII века (литература Возрождения);
- Литература XVIII века (литература Просвещения);
- Литература XIX века;
- Литература XX века.
Каждый из периодов имеет свои временные рамки (весьма приблизительные) и свои характеристики. В этой статье мы познакомимся с особенностями литературы XIX века.
Об эпохе
Если XVIII век называли эпохой Просвещения, то век XIX называют веком гуманизма.
Гуманизм - мировоззрение, рассматривающее жизнь и личность человека как высшую ценность.
Надо отметить, что литературный XIX век не совпадает с календарными рамками. Отсчёт эпохи гуманизма в литературе принято вести от даты завершения Великой Французской революции в 1794 году. Событиями, столь же сильно повлиявшими на жизнь и культуру человека на рубеже веков, стали завершение промышленной революции в Англии и война за независимость в США.
Девиз Великой французской революции: «Свобода, равенство, братство».
В европейской литературе XIX века господствовали два направления:
- Романтизм;
- Критический реализм.
Так или иначе очень многие произведения XIX века переосмысляли события французской революции. Разочаровавшись в её последствиях, писатели часто поднимали тему утраченных иллюзий.
Романтизм (фр. romantisme) - литературное направление, представители которого наивысшими ценностями считали духовно-творческую жизнь личности, её независимость и свободу.
Немецкий романтизм XIX века
В немецкой литературе идеи Просвещения сохранили свою значимость и в девятнадцатом столетии. В начале века немецкие романтики даже создали культ Гёте, основываясь на его эстетических взглядах и убеждениях.
Немецкий романтизм имел глубокие связи с Просвещением.
Самыми яркими немецкими писателями той поры являются:
- Фридрих Гёльдерлин;
- Жан Поль;
- Фридрих Шеллинг;
- Георг Гегель;
- Эрнст Гофман;
- Рихард Вагнер.
Фридрих Гёльдерлин - поэт-романтик. В отличие от многих других своих современников, Гёльдерлин остался верен идеям Великой французской революции, хоть и несколько в них разочаровался. Перу поэта принадлежат многочисленные произведения любовной, пейзажной и философской лирики, а также роман воспитания «Гиперион».
Жан Поль, как и Гёльдерлин, сохранил верность идеям революции. Его роман «Титан» обладает чертами фантастической утопии. Его герои часто были чудаковатыми, и сам автор иронизировал над ними. Во многих своих произведениях Поль обращался к сатире на современное ему общество.
Значительной фигурой в немецкой философии XIX века был Иммануил Кант.
Шеллинг - представитель немецкого классического идеализма. Шеллинг считал, что искусство - это «самосозерцание свободного духа». Искусство - это выражение абсолютной идеи, заключённой в природе.
Английский романтизм XIX века
Романтизм в Англии оформился раньше, чем в других европейских странах. На первых порах в английской литературе господствовал предромантизм - готический роман, сентиментальная поэзия и т.д. Непосредственное начало романтизма принято связывать с выходом сборника «Лирические баллады» Вордсворта и Кольриджа.
Романтизм был продолжением рассуждения о возможностях человеческого разума.
Представителями английского романтизма были:
- Джордж Байрон;
- Вальтер Скотт.
Поэтическое творчество Байрона, идейное богатство его произведений оказало колоссальное влияние на развитие английской, американской, французской, немецкой и русской демократической и революционно-демократической поэзии. Перу Байрона принадлежат такие произведения, как поэмы «Манфред» и «Дон Жуан».
Вальтер Скотт был наследником просветительских идей и создателем исторического романа. Скотт написал множество поэтических и прозаических произведений, в том числе знаменитый роман «Айвенго».
Французский романтизм XIX века
Революция сильно поменяла взгляды французов на восприятие исторического процесса и места человека в истории. Всем произведениям французских писателей начала XIX века свойственно описание неотвратимости перемен.
Для французских романтиков было весьма характерно желание заглянуть в самые дальние уголки человеческой души, чтобы объяснить все её противоречия.
Ярчайшим представителем французского романтизма является Виктор Гюго, автор бессмертных произведений «Человек, который смеётся» и «Собор Парижской Богоматери».
Французский реализм XIX века
На смену романтизму во второй половине XIX века пришёл реализм.
Реализм - литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.
Французские писатели-реалисты XIX века:
- Проспер Мериме;
- Оноре де Бальзак;
- Гюстав Флобер.
Свою главную задачу великие французские реалисты видели в передаче реальности такой, какая она есть.
Бальзак в предисловии к «Человеческой комедии» писал: «Самим историком должно было оказаться французское общество, мне оставалось только быть его секретарем».
Главная сила французского реализма заключалась в критике антигуманных и социально несправедливых основ буржуазного общественного строя.
Английский реализм XIX века
Представителями английского реализма XIX века являются:
- Чарльз Диккенс;
- Эмили, Энн и Шарлотта Бронте;
- Уильям Теккерей.
Чарльз Диккенс является автором всемирно известных книг «Приключения Оливера Твиста», «Большие надежды», «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим» и многих других.
Эмили Бронте известна нам как автор «Грозового перевала», Энн Бронте - как автор «Незнакомки из Уайлфелл-холла». Перу Шарлотты Бронте принадлежит легендарный роман «Джейн Эйр». Сёстры Бронте были уникальным литературным феноменом.
Уильям Теккерей известен современному читателю как автор романа «Ярмарка тщеславия».