В. Гауф (1802 – 1827) сумел оставить яркий след в истории немецкой литературы.
Будущий сказочник родился в семье чиновника, учился в Тюбингенском университете, а затем был домашним учителем. Его творчество развивалось в русле романтизма. Увлечение восточными сказочными сюжетами сказалось на традиционных немецких сказочных сюжетах, которые приобрели яркость деталей, восточную пышность. Основная литературная деятельность протекала в 20-х годах XIX столетия. На протяжении своей жизни Гауф опубликовал следующие сборники сказок:
- Альманах на 1826 год;
- Александрийский шейх и его невольники.
Третий сборник сказок назывался «Харчевня в Шпессарте», однако его публикации помешала смерть автора.
Его сказки разительно отличаются от жутковатых произведений Л. Тика, в них нет глубины сказок Э. Гофмана, его ужасной фантастики, горькой иронии и глубины. По концепции доброты, по легкости стиля сказки Гауфа, скорее, сравнимы с произведениями его современника – датского сказочника Г. Х. Андерсена.
Литературная сказка в творчестве Гауфа сильно видоизменяется, становится более остросюжетной и занимательной, более простой и увлекательной.
Особенности сказочных героев Гауфа
Анализ сказочных персонажей Гауфа позволяет выявить следующие характеристики положительных героев:
- Ответственность – как правило, все сказочные персонажи отличаются высокой степенью ответственности;
- Доброжелательность – положительные герои доброжелательно относятся к окружающим, ничего не требуя взамен;
- Общительность – сказки Гауфа распределены на циклы, причем каждый цикл содержит несколько историй. Указанные истории рассказывают другим путешественники, которые по воле случая оказались в одном месте и вынуждены либо путешествовать вместе, либо ожидать каких-либо событий, соответственно, большинство сказочных героев отличается общительностью;
- Покорность – большинство положительных героев не могут отказать в помощи другим из-за чего часто страдают, попадают в неприятные ситуации;
- Преданность, верность;
- Отзывчивость, стремление и желание помочь другим – пожалуй, основное качество всех сказочных героев Гауфа;
- Умение благодарить других.
Гауф-новеллист
В историю немецкой и мировой литературы Гауф вошёл прежде всего как сказочник, однако исключительно сказками его творческое наследие не ограничивалось. Гауф творил на границе литературных эпох, в результате чего в его творчестве органично переплетаются самые различные стилевые тенденции, а его произведения трудно отнести к какому-либо одному из известных стилей эпох, литературных направлений. Начинающий писатель изначально во многом подражал своим предшественникам, отчасти подражая романтикам, отчасти копируя беллетристику, формируя свою собственную эстетику.
По мере формирования собственного индивидуально-авторского стиля Гауф постепенно отходит от сказки к новелле. Само по себе обращение к данному жанру не удивительно: в годы вхождения немецкого писателя в лоно литературы новелла становится едва ли не наиболее популярным жанром у ведущих писателей своего времени. Массовый читатель того времени нуждался в небольших по объему, красочных альманахах, увлекательных и коротких историях. Новелла, таким образом, как нельзя лучше отвечала потребностям массового читателя. Более того, к началу XIX ст. новелла в Германии оформилась в самостоятельный, самобытный жанр. Несмотря на то, что Гауф создал лишь 6 новелл, его имя было вписано в историю немецкой новеллистики.
Новеллы Гауфа, в отличие от его сказок, за редким исключением лишены волшебства, фантастичного. Фантастические элементы могут использоваться автором лишь для украшения, привлечения внимания массового читателя. Зато в тексты гауфовских новелл вторгаются различные лирические отступления, размышления, описания, его персонажи обретают не только свой характер, но и индивидуальные речевые характеристики. В качестве наиболее значимых характеристик новелл следует назвать их близость к действительности, их свежесть, оживленность, особую манеру повествования, которая точно и тонко передает настроение, эмоциональные состояния его героев. Главной заслугой Гауфа является то, что он возвращает новеллу к обыденной реальности. Главными действующими лицами его новелл чаще всего выступают люди, живущие в современную писателю эпоху.
Более того, столь жёсткая привязка произведения к социокультурной реальности, действительности едва ли не впервые в немецкой литературе появилась в творчестве Гауфа.
Вместо обращения к фантастике, выдуманному, автор с удовольствием обращается к описанию быта, повседневной жизни немецкого общества. В новеллистке Гауфа, таким образом, отразился идеологический климат и культурная жизнь эпохи, что проявляется и в образных, рельефных описаниях жизни высшего общества карликовых княжеств, в сетовании на немецкую полицию и юриспруденцию, в сатирических нападках на жителей провинциальных городов. В своей новеллистике автор неоднократно обращался к наиболее значимым темам и проблемам, включая проблемы роли женщины в семье, проблемы семьи и брака, проблемы искусства и положения литературы и т. д. Затрагивает автор и наиболее острые политические вопросы современности, проблемы разрозненных и разделенных немецких земель, роли Наполеона в современной Европе, провинциальности и ограниченности бюргеров.
Если сказка предназначена для детей, то новелла представляется достойной внимания взрослого читателя. Сам автор четко разграничивал сказки и новеллы:
- сказки, по мнению Гауфа, - результат вмешательства в жизнь человека чего-то волшебного, фантастического;
- в новеллах же все случается по естественным законам, однако необычным образом.
Хотелось бы добавить, что сам автор зачастую нарушал свое правило, в его сказках не всегда присутствует волшебное, фантастическое («История Альмансора», «Молодой англичанин», «Спасение Фатьмы»).
Новеллистика Гауфа, таким образом, выступает важным звеном в цепи художественного развития жанра новеллы.