Фольклорно-литературная линия - это традиция литературной обработки фольклора, которая включает в себя и фольклорную стилизацию.
Раннее творчество Федерико Гарсиа Лорки
Свое творчество Федерико Гарсиа Лорка начал с прозы. Небольшой сборник путевых заметок «Впечатления и пейзажи» вышел в 1918 году в Гранаде. Весной 1921 года состоялся его драматический дебют. Была поставлена пьеса «Колдовство бабочки», однако постановка с треском провалилась. В этой пьесе, которая была переделана из стихотворения, не было и намека на талант, но была наивная, затененная иронией, робкая поэзия.
В этом же году Лорка выпустил поэтическую «Книгу стихов». Он пробует себя в разных жанрах, перебирает разные ритмы. Лорка переходит от повествования к импрессионистским зарисовкам, затем – к романсам, песням, строфам, а потом снова возвращается к александрийскому стиху.
В 1927 году вышла книга «Песни», а в 1931 году вышла книга «Поэма о канте хондо». В этих произведениях уже отчетливо звучит собственный голос Лорки. Его поэзия постепенно освободилась от влияний, однако ее связь с фольклором (с испанскими народными песнями, романсами, андалузским канте хондо, галисийской лирикой) сохранялась и с годами только крепла. Фольклорно-литературная линия, начиная с «Поэмы о канте хондо», постепенно отходит на второй план и уступает место фольклорно-мифологической линии, которая становится главной в творчестве Лорки. Так определяющим в творчестве Лорки становится влияние фольклорного мироощущения.
В понимании Лорки фольклор – это точка опоры для современной литературы и искусства, это традиция, которая устремлена в будущее и предполагает непрерывное обновление.
Однако Лорка предостерегает, что фольклор нельзя имитировать. Копирование традиционных формул, эмблем, образов писатель сравнивает с уроками рисования в музее. Он говорит, что это, в лучшем случае, ученье, но никак не творчество и творчеством быть не может. По мнению Лорки, из поэзии следует брать лишь ее глубинную сущность, но подражать ее неповторимым интонациям не допускается.
Лорку с фольклором связывают не мотивы, лексика, образы, а мироощущение.
В «Поэме о канте хондо» ни одна из фольклорных песен не появляется даже в качестве побочной темы. Лорка народные песни использует лишь в драмах, в которых они должны перед зрителем предстать в единстве слухового и зрительного восприятия. Его стихи с народной песней роднит «нерв формы», а не сама «форма».
Цикл «Поэмы о канте хондо» Лорка смонтировал, словно кадры. Самый дальний, широкий, общий план плавно или резко сменяется ближним, затем все внезапно отдаляется. Рефрен подчеркивает перемену перспективы, который придает строфам новый, таинственный смысл. Кроме того, здесь рефрен останавливает моменты наивысшей напряженности – горя, разлуки, смерти.
Работая над «Песнями» и «Поэмой о канте хондо» и уже начав работу над «Романсеро» Лорка не оставляет и драматургию. В 1923 году Лорка начинает писать драму в стихах «Мариана Пинеда» - единственную пьесу Лорки на историческую тему. Писатель рассказывает о гранадской героине, которую в 1831 году казнили за участие в заговоре. Однако основу пьесы составляет не исторический материал, который был тщательно изучен Лоркой, а народная легенда, которая стала прологом и эпилогом произведения.
В 1928 году вышла книга «Цыганское романсеро». Писатель работал над этой книгой в течение долгого времени, то оставляя ее, то снова возвращаясь к ней. Здесь Лорка возродил и преобразил традиционный испанский жанр. В его произведении повествовательный роман соединился с лирическим. Он не растворился в нем и не стал песней, но лирическая стихия сохранилась. Сальвадор Дали заметил удивительный эффект произведения: «Кажется, что здесь есть сюжет, а ведь его нет». Для Лорки это было высшей похвалой, цель к которой он так стремился, наконец была достигнута, а сделанное им понято, и понято верно. В «Романсеро» он не просто чередует кадры, а резко меняет план. Сталкивает их, обрывает сюжетные линии.
Слияние и противопоставление – это характерный для Лорки принцип.
В «Романсеро» этот принцип организует систему образов, раскрывает общий замысел.
Пьесы Лорки:
- «Мариана Пинеда»
- «Балаганчик дона Кристобаля»
- «Чудесная башмачница»
- «Публика»
- «Когда пройдет пять лет»
- «Любовь дона Перлимплина»
- «Кровавая свадьба»
- «Йерма»
- «Донья Росита, девица, или Язык цветов»
- «Дом Бернарды Альбы».
Последние произведения Лорки
Создавая «Дом Бернарды Альбы», Лорка стремился к документальной точности – именно так он называл свое обязательство перед лицом грядущей катастрофы. эта пьеса была задумана автором как первый опыт его «театра социального действия», однако своей глубиной и мощью произведение обязано родству с трагедиями. В 1936 году в интервью Лорка говорит, что без поэзии театр мертв. Облик новой пьесы ем у уже был ясен, найдено равновесие сил, составляющих ее, а сюжеты уже жили в его рассказах и черновиках. В 1936 году Лорка друзьям рассказывал около десяти пьес. Воспоминания друзей, их интервью, сохранившиеся наброски писателя говорят о том, что его путь был оборван перед вершиной.
Последний год своей жизни Лорка работал над «политической трагедией», ставшейся незавершенной и неназванной. Темой произведения является война, искусство, народ, толпа, судьба поэта. В ней та же жертвенность, гибнущая любовь и пронизывающая тревога, что и в «Публике». Драма начинается с погрома в театре. Спектакль прерван бомбежкой, на галерке и в партере стреляют, негде укрыться, стонут раненые, и гибнет Поэт. Матери в подвалах морга оплакивают убитых. Последнее произведение Лорки беспощадно своей близостью к реальности. Герои пьесы поставлены лицом к стене, с поднятыми руками. Та иллюзия, которая так бережно была хранима Лоркой, иллюзия возможного величия личности, здесь у героев отнята. Человек унижен тем, что близкая смерть не видит разницы между ничтожеством и человеком. Человек беспомощен перед ложью, и совершенно беззащитен перед смертью.