Реализм — это направление в искусстве, цель которого – правдивое воспроизведение реальности.
Своеобразие объективного метода Г. Флобера
Г. Флобер в духе времени считал, что материал для искусства содержится везде и во всем, что больше нет непоэтических, запретных тем. По мнению писателя, при изображении мира необходимо больше приближаться к науке, которая предполагает беспристрастность изображения с одной стороны и глубину и широту исследования – с другой. Поэтому, по мысли Г. Флобера, писатель должен быть созвучным всему и всем, если он стремится описывать и понимать. По его мнению, литература должна стать наглядной, а не дидактической.
Наглядность искусства в понимании Флобера – это новый принцип отражения объективного мира.
В произведениях писателя объективная картина – это не фотография мира, а осмысленное им, творчески переработанное воспроизведение реальности, которое стимулирует восприятие читателя.
При этом он в соответствии с принципами искусства новой эпохи старается избегать случайностей и драматических эффектов. Флобер мечтает написать книгу «ни о чем», без внешней привязки, которая держалась бы исключительно внутренней стороной своего стиля, не поддерживаемая ничем. Он хотел создать книгу, в которой не было бы сюжета, или сюжет был бы невидим.
По мысли писателя, содержание такой книги, где будет описана как история или эпопея обыденная жизнь может быть раскрыто с помощью иронии и мастерской композиции. Для того, чтобы из обыденных характеров извлечь поэзию, писатель предъявлял особые требования к правдивости изображений связей личности и обстоятельств. И в этом случае начинал действовал закон, который писатель взял из философии Спинозы. По Флоберу, одной из главных задач искусства является верность психологии. А стремление к совершенству формы у писателя – это не простой формализм, а стремление создать по-настоящему гармоничное произведение, в котором будет отражен мир и которое заставит задуматься о его скрытой, изнаночной сущности.
Своеобразие художественного метода Флобера в романе «Госпожа Бовари»
Флобер отстаивает право художника обращаться к самым обыденным и пошлым сюжетам. По его мнению, искусство, как солнце, «заставляет и навозную кучу отливать золотом».
Именно так и происходит в его романе «Госпожа Бовари».
Главные герои романа:
- Эмма Бовари
- Шарль Бовари.
Другие персонажи:
- Господин Руо, отец Эммы
- Господин Оме, аптекарь
- Берта, дочь Эммы и Шарля
- Леон Дюпюи – помощник нотариуса, влюбленный в Эмму.
- Родольф Буланже
- Господин Лере.
Банальная история жены-прелюбодейки здесь поднята на высочайший уровень правдивого аналитического искусства. Эта история в романе Флобера обретает на первый взгляд неожиданную идейно-философскую глубину, истинную эстетическую значимость. Эмма Бовари, главная героиня произведения, перед зорким взглядом Флобера, оставаясь героиней буржуазного адюльтера, раскрывается как трагическая личность, которая попыталась восстать против этой ненавистной пошлости. Однако в конце концов героиня оказалась поглощенной ею. Образ Эммы Бовари внутренне противоречив.
Так же неоднозначно и отношение автора к своей героине. Эмма, погруженная в болото обывательского бытия, всеми силами стремится из нее вырваться. Вырваться силой единственного чувства, которое, в ее воображении, способно поднять ее над этим серым. Опостылевшим ей миром. И это чувство – любовь. Именно поэтому девушка принимает предложение Шарля и соглашается стать его женой. И по этой же причине Эмма, обманувшись в супруге, словно в омут бросается в объятия Родольфа, а позже, тяжело пережив его измену, с новой страстью и возродившейся надеждой отдается Леону. Но героиню, везде как рок преследует разочарование. Неудовлетворенность этим серым обывательским существованием в мире мещан поднимает Эмму над трясиной буржуазной пошлости. Этим она приближается к близким писателю героям ранней лирической прозы. Особенность мироощущения Эммы Бовари и позволила автору заявить: «Мадам Бовари – это я!». Но характер героини нов, и отношение автора к ней несколько иное, чем к другим своим романтическим героям, совершенно свободным от пошлости, не знающим компромисса в противостоянии ей. Крушение романтических иллюзий Эммы началось с первых дней ее замужества.
Роман Флобера стал новым словом в европейском искусстве. Это произведение о будничной жизни, сюжет которого практически невидим. Но одновременно с этим это одна из трагедий, постоянно происходящих в обыденной жизни. Подзаголовок романа «Провинциальные нравы» многозначителен. Но для писателя нет провинций, есть только Франция. В произведении Флобер развивает принципы Бальзака. История главной героини позволяет увидеть зависимость ее характера от обычаев и воззрений среды, а также эту самую среду, которая в романе имеет не меньшее значение. Композиция романа подтверждает то. Что это произведение о нравах. Начинается роман с рассказа о Шарле Бовари, а заканчивается рассказом об аптекаре Оме. Героиня появляется лишь во второй главе, а после смерти Эммы следуют еще три главы, в которых писатель рисует пустоту церковного обряда, лицемерие церковников, самодовольство, карьеризм Оме. Шарль, в своей зависимости от внешних факторов ничтожен, но после смерти Эммы он возвышается над остальными своим умением любить и страдать.
Писатель ставить перед собой очень сложную задачу – передать пошлость точно и одновременно просто, для чего он меняет сложившийся до него тип композиции. Особенно большое место Флобер отводит экспозиции, основная же часть занимает в два раза меньше места. Флобер отказывается от «интересного» материала, широко используемого в своих произведениях крупными и мелкими романистами, начиная с Дюма и заканчивая Диккенсом.
В его произведении нет ни буйного колорита эпохи, ни семейных тайн, ни соблазнительной роскоши, ни страшной экзотики парижских трущоб. В его романе все просто, даже слишком просто. Не было здесь даже никаких событий. Писатель рассказывает о неподвижном провинциальном существовании, о непривлекательном быте, где нет ревности, драмы, практически нет действия.
«Госпожа Бовари», как и другие романы Г. Флобера, построена в виде биографии, а сточки зрения традиционной композиции, это биография Шарля, а не Эммы.