Рыцарский роман — это повествовательный жанр европейской средневековой литературы; один из видов средневековой эпической поэзии, которая развивалась одновременно с рыцарством в Германии, Англии, Франции.
Предпосылки возникновения рыцарского романа
Обратившись к сфере чувств человека, рыцарская лирика подготовила появление романа. Самые первые образцы романа появилась во второй половине 12 века.
Как большая эпическая форма рыцарский роман приходит на смену героическому эпосу. В эпосе судьба отдельного человека и судьба общества изображаются в нерасторжимом единстве. Однако по мере становления человека как личности эта эпическая целостность постепенно распадается. Человек, который еще крепко связан с общим, начинает осознавать единственность собственной судьбы, своих целей, своего интереса. Он осознает, что есть правда человека и правда мира. однако и сам человек теряет свою целостность – его чувство вступает в противоречие с долгом, а желание - поступком.
Формирование в человеке индивидуального начала – это длительный процесс, который связан с множеством факторов. Дополнительные импульсы этому процессу в средневековом мире придавала христианская церковь, которая учила человека лично отвечать за своим поступки и помыслы, уметь дать им адекватную оценку и покаяться. Утверждавшийся новый порядок жизни тоже сыграл свою роль. Отстаивая независимость от власти, крупные феодалы в собственных владениях насаждали свой порядок, ярко проявляли свою волю. Героический эпос громко говорит о негативных последствиях феодального эгоизма. В свою очередь, многочисленные средние и неимущие рыцари-однощитники были вынуждены рассчитывать только на себя.
Особенно ярко проявили себя эти процессы на севере Франции – именно здесь и возник рыцарский роман. Праздники, турниры, приемы в замке, на которых одну из главных ролей играла знатная дама, в жизни рыцарей занимали большое место. Однако интерес рыцарей в не меньшей степени был связан и с воинским делом – французские рыцари были участниками походов, крестовых в том числе. Поэтому рыцарский идеал, сложившийся здесь, определяют два основных начала: подвиг и любовь.
Ранний рыцарский роман
Средневековый роман является вторым рождением романной формы в европейской литературе. Первый роман появился в Древней Греции в примерно 3-2 в. до н.э.
Античный материал стал основой для первых образцов средневекового рыцарского романа:
- «Романа о Фивах»
- «Романа о Трое (Бенуа де Сент-Мор)
- «Романа об Александре».
Последний был особенно популярным.
Ранний рыцарский роман – это объемная стихотворная композиция, довольно рыхлая по структуре.
Главным романным признаком такого произведения является акцент на личной судьбе главного персонажа. С этого момента великий полководец и мировая история разделились. Судьба Александра Македонского единственная, а сам он смертен, жизнь его обозрима. Рыцарский кодекс героя – это не только его воинская доблесть, мужество и сила, но и щедрость, великодушие, галантность. В сюжетной линии раннего рыцарского романа отсутствует мотив служения даме, хотя в системе воспитания Александра Македонского была наука «куртуазно разговаривать с дамой о любви».
Тема любви в «Романе о Трое» играет большую роль. Здесь так же на первом плане батальные сцены, но с ними рядом появляются рассказы о любви Медеи и Ясона, Поликсены и Ахилла, Брисеиды и Троила. Любовь уже много определяет в жизни каждого рыцаря, хоть им еще и незнаком культу служения даме.
«Бретонский цикл» романов
Рыцарские "античные" романы стали почвой для романов «Бретонского цикла». Это связано с тем, что античный материал уже перестал удовлетворять создателей рыцарского романа. Мир кельтских легенд стал казаться более притягательным.
Кельтские легенды сохранялись в Бретани, отсюда и название цикла романов – Бретонский.
Эти романы еще называют циклом короля Артура. Подробный рассказ о короле бриттов Артуре, который, по преданиям, прославился борьбой с англосаксами, содержится в работе Галтфрида Монмутского «История королей Британии». Согласно средневековой легенде, Артур не погиб. Король был перенесен сестрой-феей на остров бессмертия, и когда наступит час, он вернется в мир людей и освободит кельтов.
Образ короля в рыцарском романе переосмыслен. Он здесь воплощает в себе наивысший идеал родственности. Король здесь – глава идеального государства, существующего вне реального времени и пространства и во всем противостоящего повседневному миру. и в этом мире, особом, идеальном много таинственного, чудесного, фантастического. Здесь свои особые законы и свой порядок жизни. содружество рыцарей – это поэтическая мечта, утопия. Круглый стол – стол дружбы, согласия, мира является образным олицетворением принципа государства. Все рыцари, сидящие за круглым столом, равны. Поэтому цикл «Короля Артура» называют циклом «Круглого стола».
Крупнейшим создателем этого типа средневекового рыцарского романа был французский поэт К. де Труа. Сохранилось пять его романов:
- «Ланселот, или Рыцарь телеги»;
- «Эрек и Энида»;
- «Персеваль»;
- «Клижес»;
- «Ивейн, или Рыцарь со львом».
В отличие от греческого романа, в рыцарском романе герой был более инициативным и самостоятельным. В его жизни судьба уже не таким роковым образом все определяет. Теперь он не только сохраняет себя, но и утверждается в мире. Герой, испытав многое, к коне повествования становится чище нравственно, мудрее.
К романам «Бретонского цикла» примыкают обработки легенды о трагической любви Тристана и Изольды которая стала началом пути к новому роману.
К поздним формам средневекового рыцарского романа относятся «Мул без узды» и «Окассен и Николетт». Здесь изменена и сама их повествовательная структура. Роман частично переходит на прозу. Главный интерес переходит на отдельное приключение, событие. Рыцарский кодекс и военное дело утрачивают для героя романа свое прежнее значение.
В конце 12-начале 13 века расцветает немецкий рыцарский роман. Роман «Парцифаль» В. Эйзенбаха стал крупным явлением немецкой литературы.