Роман «Чума»
Роман «Чума» А. Камю создавался в годы Второй мировой войны. Опыт войны внес свои коррективы в мировоззрение и мироощущение писателя. Сохраняя прежние основные категории своей концепции абсурда, А. Камю наполнил их новым содержанием. «Чума» в сравнении с романом «Посторонний» - это переход от анархически-разрушительного бунтарства к защите общечеловеческих ценностей – солидарности, ответственности, сопротивления, борьбы со злом. Излюбленный писателем жанр философской притчи в этом произведении видоизменяется, приобретает черты хроники. Меняется и отношение автора е реальной действительности, которое он передает объективным языком летописи. В абсурде воплощаются не только имманентные законы существования. Абсурд наполняется конкретно-историческим содержанием.
«Чума» в соответствии со спецификой жара является многоплановым произведением.
Буквальный смысл произведения – хроника эпидемии бубонной чумы в Оране. Аллегорический – метафора природы фашизма как конкретного социально-исторического явления.
По замыслу автора, хроника болезни должна раскрыть очевидность и естественность зла в мире, которым управляет абсурд. Роман не стоит читать как реалистичное произведение. «Чума» - это не просто история о страшной болезни, охватившей город Оран и уничтожившей толпы людей. Здесь хроника зачумленного города должна прочитываться в символическом и метафорическом плане.
Если рассматривать роман как метафорическое воспроизведение событий Второй мировой войны, то в тексте сохраняется очевидная связь с конкретными социальными реалиями. Образы героев романа можно истолковать как образы людей, которые или подчиняются войне, или убегают, или сражаются с ней.
Однако такая трактовка не является полной, она не учитывает, не исчерпывает всего того, о чем говорится в произведении Камю. Это не просто художественное произведение, а роман философа – экзистенциалиста, и проблемы, затронутые в романе – философские.
Символы в романе А. Камю «Чума»
Роман «Чума» - выдающееся произведение французского писателя и мыслителя А. Камю. Произведение было написано в 1947 году. Роман «Чума» является вершиной творчества писателя.
Чума в романе Камю является символическим образом войны, фашизма, а также метафорой абсурдности бытия и зла во всей его непобедимости и многоликости.
Сам Камю писал, что содержание «Чумы» - это борьба европейского движения Освобождения против фашистского режима. В своем произведении писатель стремится отобразить атмосферу духоты (нестерпимая жара, палящее солнце, постоянная угроза смерти).
Антифашистская тема – это лишь первый план романа. Образ чумы А. Камю расширяет на все бытие в целом. То есть образ чумы – это в целом зло, против которого идет борьба и которое люди пытаются победить. Болезнь словно появляется неизвестно откуда и с катастрофической скоростью распространяется по городу, являясь смертельной угрозой. В скором времени чума приобретает по-настоящему устрашающий масштаб и уносит жизни тысяч людей.
Против болезни наконец находят сыворотку. Сначала она не помогает, но позже дает желанный результат, чума постепенно идет на спад, затем отступает. Чума побеждена, люди могут радоваться победе.
Однако в последних словах автора кроется предостережение, даже предвидение: «И правда, прислушиваясь к радостным крикам, что доносились из центра города, Рие вспомнил, что любая радость под угрозой».
Чума продолжалась восемь месяцев. Фашизм же процветал на протяжении нескольких десятилетий, в антисемитизм – столетиями. Так же, как и смертельное заболевание, развитие фашизма происходило быстрыми темпами. Последствия и чумы, и фашизма ужасающие – тысячи людей погибали ни за что. Его боялись признать, против него боролись, но результата не было. Силе фашизма некоторое время ничто не могло противостоять. Его масштабы становились катастрофическими. Он имел возможность миловать и карать. Все люди находились под угрозой. Первые попытки противостоять фашизму не имели успеха. Эта борьбы была разобщенная, не всеобщая. И лишь тогда, когда люди объединились и взялись за дело вместе, болезнь удалось придушить, преодолеть. Однако она не уничтожена. Фашизм, как и чума, исчез только на время, он лишь затаился. Всегда сохраняется угроза его появления, и всегда в людях будет жить страх, который почти невозможно преодолеть.
Рядом со злом всегда идет добро. В романе А. Камю олицетворением добра является доктор Бернар Рие. Также герой произведения олицетворяет собой Движение Сопротивления, борьбы и деятельности. он, вопреки своему неверию во всемогущество, твердо знает, что необходимо делать хоть что-то, хоть как-то попытаться помочь.
Рие преданно делает свое дело, самоотверженно жертвуя собой. Стремление этого человека – помочь людям справится со злом, но главное – сохранять надежду. Наперекор безысходности он не становится непричастным и бездеятельным. Врач, несмотря на свою профессии, не может смириться с горем, со смертью, хоть для него в этом и нет ничего удивительного.
Доктор Рие является олицетворением мятежных людей, нашедших в себе силы сказать фашизму нет. Эти люди протестуют против зла, борются с ним. Это народ, на голову которого свались преследования, гонения и ненависть. Однако это народ никогда не расставался с надеждой, невзирая на всю опасность. Не смирился он с жестокостью, со смертью, смело и отважно смотрел им в глаза и отчаянно боролся. Также это просто те люди, которые не могут, не хотят стоять в стороне и просто наблюдать, это люди, поднявшие своей голос в борьбе против всеобщего зла.
Символика в романах Камю:
- Чума – символ тьмы, которая окутала маленький островок света, где живет человек;
- Солнце – символ света. Это определенные истины, понятия, представления, которые для человека – аксиома, и которых он придерживается;
- Море – как весь мир: непостижимо, абсурдно.
"Чума" – это роман, в котором автор делится своими мыслями о человеческом бытии. Жестокость, иррациональность, непостижимость и зло – это все открывается в романе в определенные периоды человеческого сознания. Человек либо подчиняется поветрию абсурда, либо избавляется от него в смерти. Некоторые личности пытаются всеми способами справиться с чумой – абсурдом.